Facebook Pixel

Когда Голубой Океан превращается в Озеро

Юрий Коротких
эксперт по корпоративным коммуникациям и личному PR
Фото: Gerd Altmann/Pixabay

Фото: Gerd Altmann/Pixabay

О стратегии Голубого и Красного океана от Чан Кима и Рене Моборна слышали многие. Тема активно гуляет в бизнес-кругах последние несколько лет.

Если кратко, то Красный символизирует жесткую конкуренцию с акулами и кровью, а Голубой — это чистая водичка в незанятой нише. Мол, создавайте что-то свое уникальное, где нет хищников и границ. Отличная база для создания самобрендов.

В украинском комьюнити такого в сфере FMCG, маркетинга, IT, алкоголя и банкинга хватает с головой. Ни одной фамилии здесь не будет — эти люди у всех на слуху. Все они достигли разного уровня успеха в народных и форбсовских рейтингах. Они создали свой персональный Голубой Океан. Или все-таки Озеро?

Telegram Logo

Украинский рынок маленький. Настолько маленький, что тут не то что на океан, тут и на одну бутылку едва ли хватит. Если о дне знают многие, то как понять, что ты достиг самого горлышка и не уперся в пробку? Что делать брендам, когда вся ЦА уже твоя? Когда ты покорил свою вершину и воткнул флаг в Эверест, что дальше?

А еще локдаун и падение спроса только подталкивают к пониманию того, что Океан закончился. Внизу — дно и хищники. Сверху — пробка. Давление стремительно растет.

Мне иногда попадаются парадоксальные запросы от компаний-гигантов, которые достигли своего пика на внутреннем рынке. Внешне — отличная коммуникация с креативными концептами. Соцсети, сайт, BTL, имидж CEO, HR-брендинг, охваты в СМИ — все выглядит круто.

Но на самом верхнем уровне есть ошибочное понимание того, что провисание по P&L обусловлено недостаточным маркетингом и PR. А что, если он достаточен? Что, если вся ЦА уже насытилась? Вы взошли на Эверест. Ни один профильный спец не изменит эту ситуацию и не создаст своим креативом новый приток ЦА.

Здесь нужна новая управленческая стратегия. Как вариант — экспансия зарубежных рынков и/или горизонтальное расширение с продуктовой диверсификацией на внутреннем. Зачем вариться в одном Голубом Океане и превращать его в Озеро, когда еще есть синее море, бирюзовые реки и другие источники.

Создание группы проектов и раскладывание вертикали на профильные горизонтали, во-первых, драйвит и не дает вам и вашей команде выгореть. Вы покорили Эверест, а теперь запустили курсы по покорению других Эверестов, продаете мерч и горнолыжное снаряжение по франшизе.

Во-вторых, это распределение рисков. Та самая поговорка про яйца и разные корзины. В-третьих, это реальное расширение ЦА, а не придуманное.

Любая экосистема — среда изменчивая. И то, что вчера было голубым, сегодня может содержать 50 оттенков серого. Стоит ли такой нишевый мазохизм свеч?

С наступлением 2021 года ко многим должно прийти отрезвление и понимание того, что каждому из нас нужны очень сильные плавники.

Перефразирую Льюиса Кэрролла: чтобы не склеить ласты, нужно плыть изо всех сил, а чтобы покорить новый Океан, нужно грести как минимум в два раза сильнее.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости