Facebook Pixel

Как общественные организации влияют на принятие законов

Ольга Лопушанская
Заместитель исполнительного директора Ассоциации юристов Украины по связям с органами власти, к.ю.н.

Изменение процедуры закупки клеток для трансплантации, учтенные предложения к корпоративному законодательству, а также законам о судоустройстве, Высшем совете правосудия, исполнительном производстве, к Кодексу Украины по процедурам банкротства — далеко не весь перечень инициатив, в которые активно включилось юридическое сообщество.

Безусловно, участие неправительственных организаций в законодательной деятельности важно для привлечения их к профессиональной экспертизе и учета позиций заинтересованных сторон.

Опыт подготовки законов без стейкхолдеров и гражданского общества продемонстрировал свою неэффективность.

Яркий пример — закон №193-ІХ (известный как проект №1008), к которому высказала замечания Венецианская комиссия, а впоследствии Конституционный Суд признал его отдельные положения неконституционными.

Неправительственный сектор продемонстрировал свою роль и продолжает оказывать значительное влияние на принятие решений в государстве через адвокацию реформ, предоставление предложений в отраслевое законодательство, участие в консультациях с органами власти, формирование общественного мнения и др.

Поддержание диалога власти с общественностью — одна из ее задач и неотъемлемая составляющая построения гражданского общества.

Как же влияют общественные организации на органы власти?

Через комплекс действий: мониторинг работы власти, участие в публичных мероприятиях и обсуждениях с представителями власти, участие в рабочих группах и общественных советах, адвокацию инициатив (публичные позиции, подготовка предложений в законодательство, организация публичных обсуждений, проведение исследований).

В 2020 году Ассоциация юристов Украины уже выразила 12 публичных позиций по вопросам судебной реформы, реформы исполнительного производства, защиты прав человека.

Кроме того, комитеты Ассоциации подготовили более 20 предложений относительно изменений в национальное законодательство, проведен ряд профессиональных общественных обсуждений актуальных вопросов правоприменительной практики и др.

Инструменты

Если у вас есть видение способов совершенствования законодательства — присылайте такие предложения субъектам законодательной инициативы. Для этого также можно воспользоваться таким инструментом, как прием граждан.

Предложения должны быть обоснованными и четкими. Не перестану отмечать удобство представления предложений в законодательство в форме сравнительной таблицы.

Для того чтобы голос вашей инициативы был громче, объединяйтесь в коалиции. Сейчас общественный сектор является достаточно многогранным и работает над самыми разнообразными вопросами. Поэтому единомышленников найти будет не сложно.

После регистрации законопроекта работа только начинается. Следующий этап, к которому стоит приобщиться, — рассмотрение документа в профильном комитете парламента.

Если у вас есть конкретные идеи по улучшению норм проекта ко второму чтению, можете отправить их парламентариям. Если предложения заслуживают внимания и совпадают с позицией депутата, они могут быть внесены им.

Парламентские слушания проводятся Верховной Радой для обсуждения вопросов, представляющих общественный интерес и требующих урегулирования на уровне закона. Для участия в слушаниях представители общественных организаций должны подать в комитет, который осуществляет их подготовку, письмо об участии.

По итогам слушаний парламент рассматривает вопрос об одобрении наработанных рекомендаций.

Комитеты Верховной Рады могут проводить слушания для обсуждения наиболее важных законопроектов, обсуждения вопросов, находящихся на рассмотрении в комитете, а также непосредственного привлечения общественности к предметной дискуссии.

Рабочие группы являются основной площадкой для участия неправительственных организаций в законотворческой деятельности. Вопросы организации деятельности рабочих групп решаются на заседании профильного комитета Верховной Рады.

Стоит отметить, что центральные органы исполнительной власти также могут образовывать рабочие группы.

Общественные советы являются консультативно-совещательными учреждениями при органах власти, целью которых является содействие участию общественности в формировании и реализации государственной и региональной политики.

Такие советы образуются при министерствах и других центральных органах исполнительной власти, Совете министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городскихй, районной, районных в гг. Киеве и Севастополе госадминистрациях.

Следует добавить, что на рассмотрении парламента находится законопроект «О внесении изменений в статью 85 Конституции Украины (о консультативных, совещательных и других вспомогательных органах Верховной Рады Украины)» (№1028).

Документом предлагается предусмотреть полномочия Верховной Рады создавать консультативные, совещательные и другие вспомогательные органы.

Юридическое сообщество работает над подготовкой качественных материалов для адвокации важных для общества инициатив, в частности в парламенте. Однако без готовности власти к сотрудничеству и транспарентности ее деятельности достичь этого будет невозможно.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора