Фото: Free-Photos / Pixabay
О коррупции можно говорить вечно: ее боятся, ее порицают, с ней десятилетиями ведут безуспешную войну. Особенно в этой войне у нас достается сфере логистики. Игроки рынка давно привыкли жить в условиях повышенной коррупционной угрозы: у каждого под застолье найдется занятная история о том, как без «переговоров» с правильным человеком груз не мог пересечь границу или безнадежно застревал в порту.
Для нас это глобальная проблема: по оценкам МВФ, Украина ежегодно теряет на коррупции порядка 2% ВВП. Журналисты немецкого ежедневника Süddeutsche Zeitung пару лет назад писали о том, что из-за махинаций на таможне страна ежегодно недосчитывается почти 5 миллиардов долларов!
Мы тут не будем тыкать пальцами и говорить о персоналиях и вообще оставим вопросы этики за скобками. Лучше укажем на очевидное: коррупция в логистике — это крайне невыгодно. С точки зрения бизнеса — это фактор непредсказуемости и источник дополнительных издержек; с точки зрения государства — проблема недополученных налогов, теневой экономики и роста преступности. Но интересно то, что угроза коррупции становится важным драйвером ухода логистики в «цифру».
Такую тенденцию я подметил в общении с игроками рынка: они ждут прихода технологий, которые сделают администрирование логистики полностью прозрачным, то есть устранят в процессе принятия решений «серую зону», позволяющую отдельным персонам играть не по правилам.
И это не просто частное мнение отдельных людей. Как показало недавнее исследование ЦТС и Deloitte, большинство (82%) крупнейших игроков транспортной отрасли Украины ждут от IT именно этого. Автоматическое распределение вагонов на железнодорожных линиях, автоматизация портового контроля и оформления судов — вот с чем связаны сегодня надежды рынка.
Как выглядит коррупция в логистике
Примерно так же, как и везде. Клептократы обычно не требуют взяток напрямую, но пускают в ход свои любимые средства: бюрократию, буквоедство, избирательность. Проверки грузов в портах специально затягиваются либо проводятся прямо под конец погрузки. Оформление документов (разумеется, бумажных, с мокрой печатью!) становится мучительно долгим. Хорошо, если ради оформления судна не приходится ехать в другой город, например.
Так бизнес ставят в условия, при которых он просто вынужден «договариваться» с администрацией либо нести дополнительные издержки. Особенно острые ситуации возникают в тех случаях, когда отдельные чиновники получают возможность монопольно распоряжаться ограниченными ресурсами. Скажем, распределять вагоны для железнодорожных перевозок. Со всеми этими проблемами на протяжении многих лет пробовали бороться и с помощью «посадок», и с помощью диджитала. Но последнее слово почему-то всегда остается за «мафией».
Коронавирус только осложнил проблему — всеобщая неопределенность и нарушение глобальных цепочек поставок сильно упростили жизнь жуликам и вымогателям. В минувшие 20 месяцев бизнес был слишком сильно поглощен проблемами собственного выживания, и времени на борьбу с коррупционерами у него не было. Как показал опрос KPMG, даже в благополучной Австралии 67% компаний после начала пандемии столкнулись с рисками взяточничества и мошенничества в поставках. Что уж говорить о менее успешных странах.
Что делать со взяточниками
Почему цепочки поставок в целом так уязвимы перед коррупционерами? Потому что в этой сфере сходится множество проблемных факторов: высокий вес субъективных отношений, зарегулированность, высокая конкуренция на рынке.
Логистика остается очень консервативной, а во многих отношениях и закрытой сферой. Мониторить логистические процессы сложно — как с технической, так и с юридической точки зрения. Именно поэтому состоявшихся коррупционеров не пугают суды и уголовные дела, а «посадки» и смены табличек с фамилиями на дверях кабинетов почти никак не вредят устоявшейся системе.
Репрессии и грубая правоохранительная сила тут не помогают — бить нужно прямо по факторам возникновения коррупции: по субъективному фактору, по неэффективной бюрократии и «разрешительству», по закрытости логистической системы как таковой. Нужно ярко осветить «сумерки» логистики, чтобы в ее тени не проворачивались сомнительные сделки. И технологии могут стать отличным «прожектором». Публичные базы данных, замена бюрократии автоматизацией, блокчейн и смарт-контракты — если все это и не победит взяточничество, то как минимум вытеснит его на обочину индустрии.
Подобные кейсы в мировой практике есть. Так, небольшой нигерийский стартап Kobo360 смог устроить маленькую революцию в грузоперевозках на африканском континенте. Нигерийская транспортная сфера исторически страдает от нехватки транспорта, процветающей преступности и коррупции. В этих условиях удачным решением стала «уберизация» перевозок — единая экосистема объединила крупные автопарки и отдельных водителей, автоматизировала заключение контрактов, обеспечила отслеживаемость каждой перевозки в реальном времени и повысила уровень безопасности на дорогах, ведь работа водителя в Африке смертельно опасна. Сегодня Kobo360 работает уже в 16 странах.
Американский техногигант IBM тем временем реализует блокчейн-проект, позволяющий отслеживать поставки кобальта по всей цепочке поставок — от добычи на рудниках китайской компании Huayou Cobalt в Африке до поставки на заводы корейской LG по производству аккумуляторов. Если вся документация по поставкам оцифрована и защищена блокчейном, то пространство для мошенничества и «схем» на местах резко сужается.
Арсенал IT
Какие конкретно технологии важны логистике для противостояния взяточничеству? Рассмотрим самые очевидные идеи.
Блокчейн. Защищенный криптографической структурой документ крайне сложно изменить, подделать или уничтожить. Это можно использовать, например, в P2P — для проверки финансовых транзакций и автоматизации платежей.
Смарт-контракты. Еще один полезный способ применения блокчейн-технологий — создание цифровых решений, способных автоматически реализовывать сделки при выполнении ряда условий. Скажем, алгоритм получает из автоматических систем логистики информацию о доставке груза и запускает оплату услуг без участия человека. Важнейшую роль тут играет децентрализованная среда, которая исключает злонамеренное человеческое вмешательство в работу системы.
Экосистемы для совместной работы. Базы данных и площадки, которые позволят участникам логистической цепочки работать в единой информационной среде с помощью электронного документооборота. Скажем, вся информация может храниться в защищенном облаке. Подобная система могла бы стать отличным «посредником» в отношениях бизнеса и государства, отнимая «хлеб» у коррупционеров.
Открытые данные. Не секрет, что публичность и доступность информации играет в борьбе с коррупцией ключевую роль. В Украине уже есть успешный кейс платформы ProZorro, которая раскрыла данные по тендерам и усложнила коррупцию в госзакупках. Логистика остро нуждается в открытости: данные о распределении вагонов, статистика весового контроля на дорогах, квоты на международные перевозки, отчеты по экологическому контролю в портах — вся эта информация может сильно помочь обществу в борьбе со взяточниками.
Искусственный интеллект. Машинные алгоритмы сегодня могут сделать всю «домашнюю работу» за человека: проанализировать большие массивы данных, определить потенциально коррупционные ситуации и уязвимости в цепочках поставок.
Интернет вещей. Хорошо, когда каждую паллету или контейнер можно отследить с помощью GPS-трекера, чтобы они не «потерялись» в порту или на складе. Средства IoT помогут контролировать ход поставки в реальном времени — это полезно и в аналитике, и в планировании, и в отношениях с контрагентами.
Новые возможности логистики
Попытки использовать диджитал в борьбе с коррупцией не являются чем-то новым даже в украинской практике. Те же ProZorro или платформа «Месплан» для «Укрзализныци» — отличные тому примеры.
Но успехи таких инициатив в цепочках поставок всегда были скромными, потому что не могли дать рынку полную прозрачность и победить человеческий фактор. Экономика в целом не была готова к масштабной миграции в «цифру».
Но сегодня все иначе. Коронакризис заставил весь мир спешно уходить в диджитал, а новые технологии могут исключить из процесса принятия решений любую субъективность. Это значит, что логистический бизнес получает новые возможности — исторический шанс избавиться от «паразитов», которые вредят отрасли. Нужны лишь воля к изменениям и грамотный подбор инструментов.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора