Фото: whekevi/Pixabay
После легализации азартных игр в Украине главной манипулятивной темой стал вопрос прихода иностранных инвесторов в украинскую юрисдикцию. Придут ли? Когда? Какие компании? Если лицензии по высоким ценам уже купили, то, может, они и не слишком высокие? Кто из иностранцев отказался покупать по такой цене?
Пока обыватели ищут ответы на эти вопросы, иностранные инвесторы, оценивая риски украинской юрисдикции, продолжают ждать. Главным препятствием остается вопрос налогообложения, который должен был быть решен одновременно с принятием закона об азартных играх еще в 2020 году, но не рассмотрен парламентом до сих пор — ведь, откладывая вопрос в долгий ящик, можно бесконечно влиять на выгодополучателей такого решения.
Примечательно, что выгодополучателями в данном случае являются не только будущие операторы рынка, но и представители Комиссии по азартным играм, срок полномочий которых вскоре истекает, а значит, начнется борьба за назначение новых людей, а нынешним будут пытаться вынести вотум недоверия, в то время как их «судьи» в лице парламентариев не просто не помогли их работе, но и всячески ее блокировали, саботировали принятие главных решений — таких, как налоговый законопроект 2713-д.
Все это отдаляет рынок и компании от фактического старта работы, а бюджет — от получения запланированных доходов, не говоря уже о сотнях тысяч не приступивших к работе людей, в то время как уровень экономического спада и безработицы в Украине приблизился к показателям катастрофического 2009 года.
Инвесторы же в ходе негласных консультаций не ожидают решения налоговой проблемы азартной сферы в течение 2021 года. Кто-то назовет это пессимизмом, но факт заключается в том, что бизнес оценивает вероятность подвижек в фактическом, а не декларативном запуске рынка как минимальную и продолжает ждать.
Для дальнейших шагов им нужна ясность по основному вопросу: в чем заключается экономика бизнеса в Украине? Построить модель без урегулирования чрезмерного налогообложения отрасли невозможно. И хотя в Украине уже сегодня нашлись компании, готовые поддержать решение президента вернуть азарт в лоно экономики не словом, а деньгами, и выплатили в бюджет стоимость самых дорогих лицензий в Европе, рынка все еще нет, а есть добрая воля ряда крупных компаний с украинскими корнями, желающих таким образом монетизировать свои инвестиции в будущем.
Надо понимать, что налоговый режим для азартной отрасли, который действует сегодня и нагрузка которого должна быть существенно уменьшена, — это не освобождение от налогов, а возвращение целесообразности заниматься этим видом деятельности в принципе. Ведь высокая стоимость лицензий и была предложена законодателями для того, чтобы бюджет сразу получил прямую выплату от бизнеса, наперед, а не частями в виде налоговых отчислений.
Сейчас в Украине действует специальный игорный налог (GGR), и его ставка варьируется от 10% до 28% для разных видов деятельности. Дополнительно к ней действует налог на прибыль — 18%. При нехитрой математике получаем нагрузку в размере от 28% до 46%. Кроме того, за каждого работника нужно будет вносить единый социальный взнос (ЕСВ) в размере 22%, есть и другие обязательные налоги и сборы.
Такие налоговые ставки для гемблинговых компаний не просто высоки, но и нелогичны. Операторы готовы инвестировать достаточно большие деньги — миллионы евро в первый год работы, они готовы покупать лицензии по тройной стоимости, но налогообложение практически лишит их заработка в украинской юрисдикции.
Решение этих вопросов уже давно лежит в долгом ящике у парламентариев: это доработанный вариант законопроекта 2713-д, который уравнивает налоговые ставки для всех видов азартных игр и лотерей. Налог на доход планируют сделать единым – 10%. При этом сохраняется налог на прибыль – 18%.
В новой версии законопроекта остается и налог на выигрыш, хотя эта идея не вполне выдерживает критику, ведь существует множество стран, где налог на выигрыш равен нулю, а граничащие с Украиной страны – Польша и Беларусь – имеют меньшие налоговые ставки для игроков, и они с большей охотой будут играть там, чем в Украине.
И хотя налог на выигрыш в Украине планируют брать только с тех сумм, которые в 8 раз превышают минимальную зарплату (на сегодня это 48 тыс. грн), логика законодателей в этом вопросе непонятна.
Но даже и в таком неидеальном виде это решение сможет дать рынку шанс на запуск. Принимать же такое решение по-прежнему не хотят.
При этом разрешение налогового казуса откроет двери не только для крупных иностранных компаний, но и даст шанс на привлечение в страну компетенций более скромных по доходам и оборотам компаний.
Государственное казначейство сообщило о том, что с начала 2021 года в бюджет уже поступило свыше $7 млн от продажи лицензий на проведение азартных игр и лотерей. Но все эти поступления — от локальных операторов, которые хотят работать в легальном поле.
Оценить этот поступок могут лишь те, кто помнит 2009 год, когда закрытие рынка случилось буквально под покровом ночи: бизнес обанкротился, а лицензии формально продолжали действовать – так законодатели сняли с себя и государства ответственность за убытки и уклонились от принятия решения о возврате компаниям стоимости лицензий.
Несмотря на этот печальный опыт некоторые компании пошли на риск вновь и совершили акт доверия, оплатив космическую стоимость лицензий без урегулированной налоговой нагрузки. Но идти навстречу должна и другая сторона.
Теперь дело за парламентариями, которые будут вынуждены нести политическую ответственность за проваленное задание президента Зеленского о детенизации экономики в случае, если транспарентный рынок азартных игр так и не станет реальностью.
Инвестиции иностранных компаний придут не ранее, чем появится рынок с понятными налоговыми правилами, а акт доброй воли и высокую толерантность к риску местных бизнесменов не следует путать с рыночной логикой иностранного инвестора.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора