Принято говорить, что инфраструктура в Украине находится в крайне плачевном состоянии, а местами ее вовсе нет. Но что такое инфраструктура?
На самом деле это все, что обеспечивает функционирование системы, и не важно, о чем идет речь: о заводе, городе или государстве. Уже из этого становится очевидным, что одинаково плохо или хорошо быть не может, поскольку это слишком общее понятие.
Но я хочу выделить три, на мой взгляд, системообразующих вида инфраструктуры и подумать, где мы можем взять деньги на ее развитие.
Инженерная инфраструктура
Электро-, водо- и газоснабжение, отопление, канализация, вывоз мусора – этими «благами» инженерной инфраструктуры оснащено от 47 до 83% жилья в Украине. Стоит ли говорить, что это унизительные цифры для XXI века?
При этом не будем тешить себя иллюзиями — в большинстве случаев даже люди, которым повезло, и они пользуются горячей водой и канализацией, в любой момент могут лишиться этого, поскольку сети изношены и находятся на грани прорыва.
Транспортная инфраструктура
1 марта в Украине стартовало «Большое строительство», в рамках которого планируется в течение года построить 4 тыс. км дорог. И хотя коронавирус и надвигающийся кризис внесли свои коррективы, это беспрецедентная цифра для нашей страны.
Каждый инвестированный в инфраструктуру доллар может повысить ВВП на 20 центов в долгосрочной перспективе.
Протяженность дорог в Украине — 170 тыс. км. Если мы будем строить или ремонтировать их такими же темпами, нам понадобится 42 года! При этом даже с этими 170 тысячами мы, как всегда, далеко позади европейских соседей.
Социальная инфраструктура
В Украине не хватает садиков и школ, а больницы в большинстве своем находятся к ужасающем состоянии. И я сейчас говорю не о качестве предоставляемых услуг, а только о материальном обеспечении.
А всевозможные форматы для внешкольного образования и спорта, кроме областных центров, зачастую отсутствуют как явление. Сюда же включим и жилье – на одного человека, как и много лет подряд, приходится чуть больше 23 кв. м, что меньше, чем Европе как минимум в два раза.
Если вынести за скобки столицу и города-миллионники, то Украина по-прежнему живет, как в XX веке: без дорог, а с направлениями, в хатынках с удобствами во дворе, без интернета и с одной школой на несколько сел.
Это реальность, которую никто не хочется замечать, потому что она постыдна и почти безысходна.
Где же нам взять деньги, чтобы это исправить?
- Финансирование из госбюджета.
- Кредиты от международных банков и фондов.
- Деньги международных инвесторов.
- Украинский частный капитал.
Звучит слишком просто и очевидно? Но почему-то уже 30 лет, как это не работает.
Чтобы это изменить, государству нужно наконец-то вплотную заняться борьбой с коррупцией, разработать простые и понятные форматы государственно-частного партнерства, сделать прозрачное регулирование и взаимодействие и перестать мешать бизнесу и инвесторам, которые хотят работать и что-то делать для страны.
По оценкам McKinsey Global Institute, мировые затраты на инфраструктуру до коронакризиса составляли около $2,5 трлн в год, а социально-экономическая доходность созданной инфраструктуры оценивается в 20%.
То есть каждый инвестированный в инфраструктуру доллар может повысить ВВП на 20 центов в долгосрочной перспективе. Нам просто нужно начать инвестировать деньги в инфраструктуру, чтобы развиваться.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора