Для чего бизнесу нужен комплаенс и какие преимущества он несет

Юрист контрольно-правового департамента Европейской Бизнес Ассоциации

Фото: mohamed Hassan/Pixabay

Сегодня в бизнес-среде все чаще ходят разговоры о необходимости внедрения комплаенс-функции. При этом часть бизнес-сообщества до сих пор скептически относится к идее развития комплаенса в компании, поскольку не понимает полностью преимуществ в противовес затратам на его внедрение.

Причиной может быть тот факт, что эти категории трудно соотнести, поскольку выгоду для компании сложно перевести в денежный показатель по сравнению с затратами.

Польза от наличия эффективной комплаенс-программы «растворяется» в корпоративной структуре компании, поскольку элементы такого механизма при правильном их внедрении вплетаются в деятельность компании на всех ее уровнях и проявлениях. Так, обеспечение правильного функционирования всех элементов комплаенс-системы может в итоге предоставить целый ряд преимуществ.

Речь идет, например, об отсутствии случаев применения к компании санкций или ответственности за нарушение национального и международного законодательства. Только один этот фактор имеет целый ряд положительных эффектов для корпоративного климата: компания не тратит ресурсы на уплату штрафных санкций, сохраняется ее репутация как добросовестного представителя бизнеса.

Отлаженная система комплаенса внутри компании помогает избежать судебных кейсов и связанных с ними расходов. Прежде всего речь идет о финансовых затратах на защиту прав или законных интересов компании, потери времени на подготовку и участие в судебных заседаниях. Кроме того, по результатам Судебного индекса ассоциации, уровень доверия к судебной системе и оценка ее беспристрастности оставляют желать лучшего. Поэтому надеяться на решение проблем по факту их возникновения в суде является не лучшей стратегией.

Комплаенс — это о системе, структурированности и предсказуемости. Наличие корпоративной культуры положительно влияет на операционную деятельность и финансовые показатели компании, способствует отлаженности бизнес-процессов. Принятие политик и процедур, которые нормируют операционные процессы в компании, способствуют предсказуемости и последовательности, постоянству и уменьшению дискреции работников при взаимодействии с процессами, содержащими риски для компании.

В определенной степени комплаенс-функция помогает сохранить деловую репутацию компании. Эффективная забота о деловой репутации — это больше о «предотвращении», чем о «разрешении», поскольку нередко неприятная ситуация запоминается из-за ее общественного резонанса клиентами и рынком быстрее, чем дальнейшие позитивные шаги для ее разрешения.

Еще одна функция — предотвращение коммерческого мошенничества. Кроме того, что данный риск может покрываться соответствующей политикой или процедурой, элементы комплаенс-системы повышают проблематичность осуществления недобросовестных действий с собственностью компании ее работниками и другими лицами.

Улучшение отношений с регулятором и органами государственной власти также может быть результатом внедрения компанией лучших практик. Демонстрация добросовестности и приверженности комплаенс-принципам способствует формированию соответствующего имиджа компании в глазах контролирующих органов, что может помочь бизнесу в коммуникации с ними.

Вовлеченность сотрудников компании в процесс управления рисками может способствовать сплоченности команды. Понимание сотрудников компании, что каждый из них участвует в предотвращении возможных негативных ситуаций для компании, необходимость коммуникации по вопросам комплаенс-рисков с различными структурными единицами предприятия способствуют целостности команды и в этом контексте тесно переплетаются с HR-процессами в компании.

Вместо того чтобы тратить время на исправление ошибок (фокус на прошлое), эффективным для компании будет сосредоточиться на целях и путях их достижения и на этом этапе осуществить их риск-менеджмент (фокус на будущее). Итак, комплаенс-функция предотвращает отклонение от принятого компанией курса на развитие.

Наконец, развитая комплаенс-функция есть существенным конкурентным преимуществом в бизнесе. Иностранные компании, международные многомиллиардные корпорации со значительным оборотом и клиентской базой обычно имеют комплаенс-систему и рассматривают компанию как партнера или контрагента с позиции рискованности сотрудничества с ним. Соответственно, наличие эффективной комплаенс-системы в компании позволит быть с международными партнерами on the same page.

Следовательно, такие преимущества от полноценного внедрения комплаенса компанией носят системный характер. Выгоду от этого могут иметь компании независимо от сектора деятельности и статуса. Существует мнение, что в Украине внедрение системы комплаенс в корпоративную культуру — не слишком распространенная практика. Впрочем, точных цифр пока нет.

Чтобы понять состояние развития комплаенса в бизнес-среде в Украине, Европейская Бизнес Ассоциация планирует вскоре проведение совместного исследования «Международный комплаенс индекс» с Международной ассоциацией по комплаенсу (ИСА) и юридической фирмой «Василь Кисиль и Партнеры».

Полученные данные помогут понять, внедряет ли украинский бизнес полноценную комплаенс-систему в своих компаниях, ведь именно это гарантирует получение организацией вышеприведенных преимуществ в бизнесе.

У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Читать на The Page

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора