Ускоренная диджитализация, к которой привел карантин, способна изменить расклад сил в отрасли ритейла. Покупатели автоматически не становятся клиентами тех же магазинов, которые они посещали в оффлайне. Они ищут поставщиков почти с нуля и руководствуются в этом процессе новыми для рынка принципами.
В новых условиях, когда покупатель не может прийти в обычный магазин, посмотреть на его расположение, оформление, собственноручно оценить качество товара и пообщаться с консультантами, большинство поставщиков для него — просто изображение на экране.
Фактически единственное, что отличает одного от другого — это репутация, которую нужно системно выстраивать каждый день. В мире это давно общеизвестный факт — не зря специалисты по комплаенсу обязательно присутствуют в штате почти любой западной компании.
В Украине по заказу Всеукраинской Сети Добропорядочности и Комплаенса компания ProConsulting провела опрос среди 1100 респондентов, которые отбирались согласно стандартизированному портрету украинских потребителей.
Результаты опроса выявили, что наличие в компании ясно артикулированных этических стандартов является весомым фактором для того, чтобы в новых условиях потребитель выбрал именно ее.
Так, на вопрос «важным ли для вас, как потребителя, является наличие внутренней политики добропорядочности компании?», 74,4% респондентов ответили «да» или «скорее да».
На вопрос «часто ли вы обращаете внимание на уровень добродетельности частных компаний при покупке их товаров и услуг?», варианты «постоянно» и «часто» выбрали 55,3% респондентов.
А 66,6% опрошенных готовы платить больше за товары, которые поставляют добропорядочные компании. Мы видим из исследования общеевропейский тренд. Потребитель голосует кошельком за продукцию компаний, которые он считает добродетельными. Чисто ценовой фактор не является главным конкурентным преимуществом.
Войну за потребителя выиграют компании, инвестирующие в свою добропорядочность и репутацию.
Политики комплаенса становятся средством первой необходимости не только для международных компаний, но и для украинского бизнеса любого размера, особенно в условиях развития систем интернет-коммерции.
«Комплаенс» — еще недостаточно распространенный в Украине термин — означает комплексную систему управления и контроля, которая предотвращает риски несоответствия или несоблюдения как правил и стандартов законодательства и проверяющих инстанций, так и этических стандартов, которые приняты в стране, где работает компания.
Это касается, в частности, соблюдения добропорядочного поведения в рыночных условиях, предотвращения конфликтов интересов, справедливого отношения к клиентам и сотрудникам.
К комплаенсу также относят противодействие мошенничеству и коррупции, защиту информационных потоков и множество других действий, которые в совокупности и формируют репутацию компании.
Может ли себе позволить такого специалиста и такие политики небольшое украинское предприятие? Прежде всего, это зависит от осведомленности и наличии соответствующей управленческой воли у первых лиц компании. А когда появляется потребность, приходит и решение.
Существует целый ряд международных программ, которые помогают украинским компаниям наладить комплексные комплаенс-процедуры. Чаще всего, эти программы бесплатны или вполне доступны для небольших компаний.
Потребитель голосует кошельком за продукцию компаний, которые он считает добродетельными.
Существуют также квалифицированные экспертные организации, которые фактически можно использовать, как комплаенс-специалистов на аутсорсе, легко адаптируя передовой мировой опыт к специфике собственного бизнеса.
В кризисных ситуациях способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям является залогом выживания и процветания. Кризис очень часто меняет рыночных лидеров, и, может быть, именно ваша компания займет эту позицию в ближайшее время.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора