Цифровой безвиз — перспектива недалекого будущего?

Любовь Акуленко
Исполнительный директор аналитического центра Украинский центр европейской политики
Фото: GuHyeok Jeong/Pixabay

Фото: GuHyeok Jeong/Pixabay

Увеличение ВВП, повышение экспорта, снижение цен, доступ к европейским онлайн-рынкам и международный электронный документооборот — преимущества, которые несет вступление в Единый цифровой рынок ЕС. Но позволяет ли текущий национальный уровень цифровизации говорить об интеграции в перспективе нескольких лет?


Единый рынок — единые правила

Общие правила, в частности, относительно электронной подписи и ее реализации, были окончательно утверждены в ЕС Регламентом eIDAS 2014 года. Они касаются электронной идентификации, аутентификации и доверительных услуг и создают основу для обеспечения безопасного, быстрого и эффективного электронного взаимодействия независимо от страны пребывания.

Среди основных преимуществ единого цифрового пространства — мобильность в использовании госуслуг и услуг частного сектора, в частности:

Telegram Logo
  • уменьшение административного давления на бизнес;
  • организация эффективных бизнес-процессов;
  • достижение экономии за счет существенного сокращения накладных расходов;
  • осуществление безопасных электронных транзакций;
  • уменьшение проблем, связанных с безопасностью и конфиденциальностью;
  • увеличение и разнообразие государственных электронных услуг;
  • уменьшение оборота бумажных документов и т. п.

Для реализации норм eIDAS в ЕС основали фонд — Программа интеграции Европы (Connecting Europe Facility, CEF). Он предлагает гранты и другую финансовую помощь для поддержки проектов, которые работают над созданием общеевропейской инфраструктуры — «строительных блоков CEF».

Иными словами, это:

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!
  • электронная идентификация eID;
  • электронные подписи eSignature (цифровая версия обычных рукописных подписей);
  • электронное выставление счетов eInvoicing;
  • электронная регистрируемая доставка eDelivery (аналог почты с уведомлением);
  • система электронного архивирования eArchiving.

Украина цифровая

Несмотря на создание надлежащей нормативной базы и закладку технической возможности использования квалифицированной электронной подписи (КЭП) для идентификации в Украине, КЭП пока массово используется только при обращении в Госфискальную службу.

Улучшить ситуацию мог бы ID-паспорт, однако, по данным Госмиграционной службы, с 2016 по 2019 год включительно пластиковое удостоверение личности выдано только 4,3 млн (10% населения). Еще одной возможностью получить уникальный идентификатор является запуск услуги MobileID.

Согласно основанному ООН индексу развития электронного правительства EGDI, Украина значительно отстает не только от стран ЕС, но и от ближайших соседей.

Для самых распространенных электронных услуг, как то: оплата коммунальных услуг, предоставление налоговых деклараций, регистрация предприятий и транспортных средств, уплата штрафов, получение свидетельств о браке, рождении и т.д., — был создан ряд сервисов.

Это, в частности:

  • Кабинет электронных сервисов Минюста;
  • Веб-портал обращений в сфере госрегистрации актов гражданского состояния;
  • Главный сервисный центр МВД;
  • Единый веб-портал органов исполнительной власти;
  • Единый государственный портал админуслуг и т. п.

Но большинство из них имеют ограничения, например:

  • необходимость офлайн-визита для личного подписания документов;
  • невозможность применения электронных ключей банка;
  • необходимость создания специального электронного ключа для доступа к конкретной услуге;
  • технические неисправности.

Электронное сотрудничество с админслужбами сводится в ряде случаев к получению справочной информации.

Барьеры на пути к цифровому безвизу

Некоторые админуслуги в Украине все же доступны онлайн, как то: оплата коммунальных услуг или представление декларации по налогу на прибыль. Однако для большинства возможны только подача заявлений онлайн и онлайн-запись на прием, что не соответствует определению термина «электронная услуга». Кроме того, для получения услуг не всегда используется идентификация с помощью кликов.

Причинами таких реалий является существование определенных регуляторных барьеров, например:

  • отличные от ЕС требования к КЭП;
  • проблемы совместимости, связанные с использованием отечественных криптоалгоритмов (не признаваемых международным сообществом);
  • отсутствие четких стандартов и тестовой среды для интеграции новых разработок;
  • необходимость специфической сертификации программного обеспечения;
  • отсутствие авторских прав государства на КЭП-инфраструктуру;
  • проблемы функциональной совместимости личных ключей и программных интерфейсов;
  • отсутствие интеграции MobileID и подписей на базе европейских алгоритмов;
  • недостаточная популяризация использования онлайн-услуг;
  • наличие мифов, связанных с электронными документами.

Полезный опыт и необходимые шаги

Всего лишь 2 года потратила Эстония на внедрение требований eIDAS. С 2015 года Эстония предоставляет услуги с помощью eID не только своим гражданам, но и гражданам других стран, желающим начать бизнес в Эстонии.

Такому чрезвычайному прогрессу способствовало:

  • создание Органа информационных систем Эстонии для координации и разработки IТ-систем;
  • наличие эстонской eID карты у 98% населения (обязательный документ);
  • встроенность в ID-карту чипа с заранее настроенными компонентами электронной идентификации и электронной подписи;
  • возможность использования мобильного телефона в качестве считывателя карт.

Учитывая уровень цифрового развития, Украине следует способствовать аудиту экспертов ЕС по имплементации у нас европейских норм — это будет способствовать разработке соглашения о взаимном признании электронных услуг между Украиной и ЕС.

Обеспечение предоставления электронных услуг благодаря применению бесплатного программного обеспечения Еврокомиссии и поддержка технологии MobileID в системах электронного документооборота значительно повысят эффективность взаимодействия граждан, бизнеса и государства.

А разработка образовательных курсов по применению электронных услуг и содействие их популяризации со стороны первых лиц государства значительно повысят уровень доверия граждан.


Авторы:

  • Андрей Мелащенко, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института кибернетики имени В. М. Глушкова НАН Украины, член руководящего совета Национального органа по стандартизации.
  • Любовь Акуленко, Екатерина Потапенко, аналитический центр «Украинский центр европейской политики».
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости