В кризисные годы введение обязательной продажи экспортной выручки для страны в целом и валютного рынка в частности, по всей видимости, было оправданной мерой. В то же время Национальный банк Украины (НБУ) неоднократно обнародовал статистику, которая показывала, что компании, независимо от нормы обязательной продажи (которая менялась с годами в диапазоне от 30% до 100%), и так конвертируют в гривну около 90% поступающей валютной выручки.
В силу множества объективных и субъективных причин крупные украинские компании налаживали со своими контрагентами такие механизмы расчетов, которые позволяли бы им управлять экспортными поступлениями и заводить на свои счета ровно столько средств, сколько требуется для покрытия возникающих затрат и обязательств, не более того. Аналогичным образом поступают и международные компании, чьи дочерние структуры работают в Украине.
Соответственно, статистика НБУ выглядит справедливой. Но следует учесть, что наличие обязательной продажи больше затрагивало мелкий и средний бизнес, у которого меньше возможностей управлять своими денежными потоками. А крупные компании, как правило, получали на свои счета в Украине ровно тот объем экспортной выручки, какой они и планировали продать в рамках своей операционной деятельности.
В определенный момент «обязательная продажа валютной выручки» сыграла роль одного из стабилизирующих факторов валютного рынка. Однако такой шаг значительно увеличил операционную нагрузку на всех участников рынка – ровно как на банки, которые должны были обеспечить реализацию этой меры, так и на их клиентов, которые вынуждены были подстраивать модель управления своими финансами под данное требование.
Для банков обязательная продажа создавала достаточно большой объем работы, которая не генерировала дополнительных доходов. Появлялись контроль поступлений валюты на счета клиентов и обеспечение её продажи в регламентированные НБУ сроки (оформление заявок происходит без участия клиента), а также формирование обязательной отчетности, связанной с этим процессом. При этом действовал ряд исключений, оговоренных НБУ, которые вынужденно отслеживались вручную.
Клиентов банка обязательная продажа ограничивала в гибкости. Например, на рынке складывалась неблагоприятная ситуация с курсом, но клиент от обязательной продажи отказаться уже не мог. У компаний, которые, помимо валютной выручки, имели еще и обязательства в валюте, нередко возникали ситуации, когда необходимо было покупать валюту в тот же или на следующий день после обязательной продажи. Это, кроме лишней работы, создавало еще и дополнительные затраты в виде комиссионных и курсовых разниц.
Решение НБУ отменить данную антикризисную меру однозначно положительно скажется на работе бизнеса и позволит всем без исключения экспортерам лучше управлять своими денежными потоками и гибко реагировать на изменение курса. Бизнес в целом сможет спокойнее заводить деньги на счета своих украинских компаний, понимая, что он полностью распоряжается своими деньгами. Также и банки вздохнут с облегчением, поскольку вместе с упразднением обязательной продажи уйдет и часть рутинной работы.