19 декабря 2019 года в Верховной Раде Украины был зарегистрирован проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Украины с целью совершенствования гражданского законодательства» (рег. № 2635).
Этот обычный, на первый взгляд, законопроект содержит норму, которая отменяет весь кодекс – Хозяйственный кодекс Украины (далее – «ХК Украины») признается утратившим силу.
Для кого-то такая инициатива может выглядеть трагедией, а для кого-то — решением многих проблем правоприменения и установлением исторической справедливости.
- Читайте также: Закон о легализации игорного бизнеса: какие условия?
Не вдаваясь в теоретические дискуссии между «гражданственниками» и «хозяйственниками» относительно существования хозяйственного права как самостоятельной отрасли права и целесообразности существования ХК Украины, рассмотрим с практической точки зрения, что будет, если отменят кодекс и каким образом первая в истории Украины декодификация изменит жизнь юристов-практиков.
Какие вопросы регулирует ХК Украины?
Вопрос относительно того, что именно регулирует ХК Украины, может показаться довольно примитивным. Однако юристу, который хоть раз в жизни читал ХК Украины, известно о том, что он содержит десятки бланкетных норм, которые по сути ничего не регулируют (не устанавливают никаких правил), а отсылают к Гражданскому кодексу Украины (далее – «ГК Украины») и другим законам.
Отмена бланкетных норм и целых «бланкетных» глав, в частности, в отношении защиты экономической конкуренции, регулирования цен, ценных бумаг, корпоративных прав, иностранных инвестиций, банкротства и других вопросов, которые уже давно урегулированы специальными законами Украины, по нашему убеждению, никакой проблемы не создает.
Отдельного внимания заслуживают нормы ХК Украины, которые регулируют частно-правовые вопросы.
Если же говорить о тех специальных нормах, содержащихся в ХК Украины и которые, по сути, составляют предмет регулирования настоящего кодекса, то здесь стоит выделить такие важнейшие практические вопросы:
- Терминология.
- Организационно-правовые формы субъектов хозяйствования и объединения предприятий.
- Регулирование отдельных видов договорных правоотношений.
- Специальная исковая давность.
- Оперативно-хозяйственные и штрафные санкции.
Отдельного внимания также заслуживают нормы ХК Украины, которые регулируют частноправовые вопросы, которые, по нашему мнению, вообще не требующие законодательного регулирования, а на практике только создают проблемы.
Например, детальное законодательное регулирование порядка заключения хозяйственных договоров. Для чего в отношениях, где действует свобода договора, императивно устанавливать срок ответа на полученный от контрагента проект договора (20 дней) или протокол разногласий?
Как применяется эта императивная норма во время покупки товаров через интернет? Или почему основной договор нужно заключить именно в определенный императивный срок после заключения предварительного (1 год)?
Как застройщику заключить предварительный договор с арендатором помещения до начала строительства, если срок строительства 3-5 лет? Что такое «общехозяйственный интерес» в условиях рыночных отношений? Он существует вообще? Этот перечень можно продолжать...
Приведенные примеры «лишнего» правового регулирования демонстрируют, что некоторые нормы на практике являются вредными, поскольку ограничивают свободу договора и гражданский оборот. Как следствие, такие нормы на практике довольно часто вообще не применяются.
Учитывая вышеуказанное, устранение бланкетных норм и норм избыточного (лишнего) регулирования можно рассматривать только как положительное следствие признания ХК утратившим силу.
Вместе с тем, кроме положительных последствий отмены ХК Украины, исчезновение целого кодекса не может не создать законодательных пробелов в отдельных вопросах.
Терминология
ХК Украины содержит определение понятий (хозяйственная деятельность, хозяйственные отношения, корпоративные отношения, субъект хозяйствования), которые положены в основу других актов. Кроме того, ХК Украины определяет основные признаки предпринимательской деятельности, раскрывает сущность понятия «хозяйственный договор», «хозяйственно-договорные обязательства».
Учитывая указанное, отмена ХК Украины приведет к исчезновению законодательного определения базовых для хозяйственного права понятий, а также признаков предпринимательской деятельности, что в свою очередь повлияет на другие отрасли, где используются эти термины.
- Читайте также: Как Верховная Рада закон об импичменте принимала, или Что опять не так в работе парламента
Как пример: в ст. 20 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, которая определяет перечень дел, подведомственных хозяйственным судам, употребляются такие термины, как «хозяйственная деятельность», «корпоративные отношения», «дела между субъектами хозяйствования». При отсутствии этих терминов могут возникнуть проблемы в определении предметной юрисдикции хозяйственных судов.
Также стоит отметить, что ст. 55 ХК Украины содержит критерии для отнесения того или иного субъекта хозяйствования к категории микро-, малого, среднего и крупного предпринимательства.
Такая классификация играет роль в регулировании налоговых отношений при определении сроков продолжительности проверок. Кроме того, ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства Украины» устанавливает, что термины «субъекты малого предпринимательства» и «субъекты среднего предпринимательства» употребляются в данном Законе в значении, приведенном в ХК Украины.
После признания ХК Украины утратившим силу возникнет проблема отсутствия законодательного определения ряда терминов.
После признания ХК Украины утратившим силу возникнет проблема отсутствия законодательного определения указанных терминов, на которые есть ссылки в других нормативно-правовых актах.
Организационно-правовые формы и объединения
Проблема несогласованности организационно-правовых форм в Украине и необходимость их пересмотра (унификации) существует не первый год. Организационно-правовые формы юридических лиц определены в ГК Украины, ХК Украины и других специальных законах, регулирующих ту или иную сферу деятельности.
Отмена ХК будет иметь очевидное последствие – исчезновение правового регулирования определенных организационно-правовых форм. Так, ХК Украины среди организационно-правовых форм, которые не выделяет ГК Украины, содержит следующие:
- коммунальное предприятие;
- государственное предприятие;
- казенное предприятие;
- частное предприятие;
- кредитный союз;
- предприятие коллективной собственности;
- организационно-правовые формы объединения предприятий (ассоциация, корпорация, консорциум, концерн, холдинговые компании).
К счастью, отмена указанных норм не может означать автоматическое прекращение или преобразование государственных или коммунальных предприятий. Изменение правового регулирования организационно-правовых форм обычно должно сопровождаться предоставлением «старым формам» определенного переходного периода для приведения своей деятельности в соответствие с нормами нового закона.
- Читайте также: Отменили депутатскую неприкосновенность, или что произошло в Раде в ночь с 29 на 30 августа
Так, пунктом 2 заключительных положений проекта закона № 2635 установлено, что до 01 января 2021 года учредителям всех юридических лиц необходимо привести организационно-правовую форму и учредительные документы юридических лиц в соответствие с ГК Украины.
Несоответствие организационно-правовой формы юридического лица ГК Украины с 01 января 2021 года является основанием для прекращения юридического лица на основании решения суда по обращению органа, осуществляющего государственную регистрацию согласно Закону Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей».
Указанные заключительные положения сформулированы весьма неудачно, поскольку, во-первых, как было сказано выше, ГК Украины содержит далеко не все организационно-правовые формы. В частности, такие организационно-правовые формы, как кредитный союз, холдинговая компания, регламентируются не только ХК Украины, но и специальными законами, в частности, Законом Украины «О кредитных союзах», Законом Украины «О холдинговых компаниях в Украине».
Такие формы, как фермерское хозяйство, фондовая биржа, адвокатское объединение, адвокатское бюро и многие другие, не упоминаются в ГК Украины.
Такие организационно-правовые формы, как садоводческое товарищество, фермерское хозяйство, товарная биржа, фондовая биржа, адвокатское объединение, адвокатское бюро и многие другие, в ГК Украины не упоминаются. В то же время, исходя из п. 2 переходных положений проекта закона № 2635, само по себе несоответствие организационно-правовой формы юридического лица требованиям ГК Украины будет основанием для прекращения юридического лица.
Во-вторых, реорганизация (преобразование) государственных и коммунальных предприятий, очевидно, требует большего правового регулирования, чем просто установление срока для приведения их формы и документов к какому-то виду юридического лица, предусмотренного ГК Украины.
В этой части необходимо предусмотреть отдельную процедуру реорганизации (преобразование) государственных и коммунальных предприятий, которая бы устанавливала, в какой организационно-правовой форме должны существовать реорганизованные ГП и КП (в форме акционерного предприятия, ООО или чего-то другого), каков порядок и срок принятия уполномоченным органом решений о преобразовании ГП и КП, утверждения их новых уставных документов, назначения высших органов управления и др.
В-третьих, самое главное: если уж и наводить порядок в организационно-правовых формах, то это нужно делать системно, а не только отменяя определенные формы, которые предусмотрены ХК Украины. Таким образом, соответствующих изменений (в частности унификации) требует не только ГК Украины, но и все специальные законы, которые предусматривают организационно-правовые формы юридических лиц.
Специальные нормы (относительно гражданских правоотношений)
Сейчас специальные нормы ХК Украины, которые устанавливают особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования, подлежат преимущественному применению перед теми нормами ГК Украины, которые содержат соответствующее общее регулирование.
Вместе с тем, если нормы ХК Украины не содержат особенностей регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования, а устанавливают общие правила, которые не согласуются с соответствующими правилами ГК Украины, следует применять правила, установленные ГК Украины.
Какая из норм ХК Украины и ГК Украины является специальной и подлежит применению – было и остается одной из проблем правоприменения.
Не зря в свое время Высший хозяйственный суд Украины подготовил отдельное информационное письмо от 07.04.2008 г. № 01-8/211 «О некоторых вопросах практики применения норм Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины», в котором высказывал свое мнение относительно применения норм кодексов в наиболее распространенных случаях конкуренции норм.
- Читайте также: Бизнес-аквариум: Баум пролоббировал закон о казино, а Ахметов отбил налоговые атаки
Отмена ХК Украины в определенном смысле решает эту проблему. Однако стоит учесть, что отмена специального регулирования будет иметь последствием урегулирование соответствующих хозяйственных отношений по общим правилам ГК Украины.
Рассмотрим некоторые примеры замены специальных норм ХК Украины общими нормами ГК Украины.
ХК предусматривает штрафные санкции, оперативно-хозяйственные санкции и административно-хозяйственные санкции в сфере хозяйственной деятельности.
Ст. 231 ХК Украины закрепляет размер штрафных санкций, если иное не предусмотрено законом или договором, за нарушение условий обязательства относительно качества (комплектности) товаров (работ, услуг), нарушение сроков исполнения обязательства, в которых хотя бы одна сторона является субъектом хозяйствования, принадлежащим к государственному сектору экономики, или нарушение связано с выполнением государственного контракта, или выполнение обязательства финансируется за счет государственного бюджета Украины или за счет государственного кредита.
Отмена оперативно-хозяйственных санкций, по нашему мнению, не будет иметь следствием проблемы на практике, поскольку такие санкции могли быть применены, только если они предусмотрены договором. Отсутствие законодательного перечня таких санкций не делает соответствующие условия договора недействительными.
Однако после отмены оперативно-хозяйственных санкций вместе с ХК Украины изменится подход к применению такого вида ответственности. Согласно ч. 3 ст. 235 ХК Украины, оперативно-хозяйственные санкции применяются независимо от вины субъекта, который нарушил хозяйственное обязательство, тогда как, согласно ч. 1 ст. 614 ГК Украины, лицо, нарушившее обязательство, несет ответственность при наличии его вины (умысла или неосторожности), если другое не установлено договором или законом.
Регулирование административно-хозяйственных санкций, которое изложено в главе 27 ГК Украины, во многом имеет лишь бланкетний характер. Во-первых, перечень административно-хозяйственных санкций по ХК Украины не является исчерпывающим.
Во-вторых, указанная глава содержит лишь общие нормы и понятия определенных видов санкций, тогда как процедура и порядок их применения установлены другими нормативно-правовыми актами, в частности, Налоговым кодексом Украины, Законом Украины «О естественных монополиях», Законом Украины «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности», Законом Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» и многими другими.
Таким образом, отмена норм ХК Украины в отношении административно-хозяйственных санкций не будет иметь особого влияния на регуляторную сферу.
После отмены ХК Украины, который определяет зачетную неустойку, по общему правилу будет применяться штрафная неустойка, определенная в ч. 1 ст. 624 ГК Украины.
Кроме того, ХК Украины устанавливает специальные сроки исковой давности:
- по договору подряда на капитальное строительство (ч. 3 ст. 322 ХК Украины) – 1/2/3/10/30 лет;
- по договору подряда на проведение проектных и изыскательских работ (ч. 5 ст. 324 ХК Украины) – 10/30 лет;
- по договору перевозки (ч. 4, ч. 5 ст. 315 ХК Украины) – 6 месяцев;
- по договору поставки по качеству товара (ч. 8 ст. 269 ХК Украины) – 6 месяцев.
Отмена специальных норм ХК Украины об исковой давности будет иметь следствием то, что соответствующие вопросы будут регулироваться правилами ГК Украины.
В этой части необходимо отдельно анализировать изменения по каждому виду споров, однако понятно, что исковая давность по некоторым требованиям увеличится, а по некоторым – уменьшится. Стоит помнить также о том, что ГК Украины предоставляет сторонам договора право увеличить исковую давность (в договоре), а ХК Украины такого права не предусматривал.
Возникает вопрос, как суды будут применять исковую давность в том случае, если правоотношения возникли до отмены ХК Украины.
В этом контексте возникает вопрос: как суды будут применять исковую давность в том случае, если правоотношения возникли до отмены ХК Украины и на дату отмены ХК Украины исковая давность не истекла, однако, согласно общим нормам ГК Украины, которые будут подлежать применению, исковая давность пропущена.
Таким образом, вопрос применения исковой давности требует отдельного урегулирования в переходных положениях проекта закона № 2635. В противном случае некоторые лица могут быть ограничены в праве на судебную защиту.
Также на сегодняшний день, согласно ч. 6 ст. 232 ХК, начисление штрафных санкций за просрочку выполнения обязательства, если иное не установлено законом или договором, прекращается через шесть месяцев от дня, когда обязательство должно быть выполнено.
В то же время после признания ХК утратившим силу в применении останется норма п. 1 ч. 2 ст. 258 ГК Украины, согласно которой к требованиям о взыскании неустойки (штрафа, пени) применяется исковая давность в один год.
Как отменить, чтобы не навредить?
Отмена ХК Украины может стать эпохальным событием в истории развития законодательства Украины, которое будет иметь существенные последствия для правоприменения.
Если отменить ХК Украины без принятия (изменения) других законов, касающихся вопросов, которые регулировал кодекс, образуются законодательные пробелы, которые приведут к проблемам на практике и увеличат несистемность и несогласованность норм законодательства.
Декодификация ХК Украины должна происходить в несколько этапов.
Поэтому, по нашему мнению, декодификация ХК Украины должна происходить в несколько этапов: (1) определение норм, подлежащих сохранению, и последующее перенесение их в другие нормативно-правовые акты; (2) непосредственное перенесение таких норм; (3) признание ХК Украины утратившим силу.
В этом процессе остается открытым вопрос: каким образом урегулировать особенности хозяйственных правоотношений — в форме отдельного закона или как составной ГК Украины (отдельного раздела или разделов). Надеемся, что ответ на этот вопрос даст законодатель в форме системных и согласованных изменений к законодательству, а не эпизодической отмены отдельных кодексов или законов.
Авторы: Колос Юрий, адвокат, советник Адвокатского объединения «Юридическая фирма «Василь Кисиль и Партнеры», Жуков Никита, юрист Адвокатского объединения «Юридическая фирма «Василь Кисиль и Партнеры».
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора