Система электронного администрирования НДС
На сегодня в Украине налоговики заблокировали не менее 2 млн налоговых накладных. Около 11 тыс. налогоплательщиков на добавленную стоимость получили статус рисковых, который делает невозможным дальнейшую деятельность бизнеса и приводит к его разрушению и банкротству.
Об этом говорится в открытом обращении Союза украинских предпринимателей (СУП) к президенту Украины.
Несколько упрощая, поясним, что налоговики блокируют НДС-накладные, так как у них возникают подозрения в законности операций (наличие махинаций в виде «скрутки»). В результате блокирования пострадавший бизнес получает увеличение расходов на поставку товаров или услуг на 20%.
Отметим, что проблемам с блокированием накладных и возмещением НДС уже много лет. Не один раз даже на официальном уровне подтверждалось, что «скрутки» существуют только благодаря поддержке самих налоговиков; что критерии блокирования накладных несовершенны — от этого часто страдает законопослушный бизнес. Но ситуация практически не меняется.
Как система администрирования НДС мешает бизнесу
В обращении СУП говорится, что наиболее проблемными вопросами, с которыми чаще всего обращаются члены Союза, являются:
- безосновательное блокирование налоговых накладных;
- отказ принимать таблицы налогоплательщика;
- длительные процедуры, которые необходимо пройти для обжалования незаконных действий контролирующего органа и защиты собственных интересов в судах.
Большинство блокирований, по мнению бизнеса, нелогичны, выходят за пределы разумных критериев, создают препятствия именно для честного бизнеса и абсолютно бесполезны для разрушения схем уклонения от НДС. Под блокирование попадают накладные, в том числе по операциям по возврату товара на незначительные суммы, расходы на разблокирование которых (составление объяснений, представление сканированных документов, заверение подписями и т. п.) на порядок превышают заблокированную сумму НДС.
Бизнес судится с ГНС по разблокированию накладных в среднем 1,5 года, и 97% решений принимаются в его пользу. При этом государство несет расходы, компенсируя стоимость правовой помощи (не менее 10 тыс. грн на один иск).
На внимательное рассмотрение каждого пакета документов необходимо не менее 15 минут. Анализ же представленной ГНС статистики принятия решений показывает, что комиссия на один пакет тратит 96 секунд, что ставит под сомнение объективность рассмотрения.
В СУП отмечают, что проблема блокирования накладных сейчас усложняется такими факторами:
- длительными отключениями электроэнергии;
- прерванными цепочками поставок сырья и продукции;
- закрытием реестров налоговой службы;
- ограниченным временем работы сервисов ГНС для регистрации накладных.
СУП просит президента дать поручение правительству относительно немедленного урегулирования проблемных вопросов бизнеса, связанных с блокированием накладных. Предприниматели назвали пять мер для этого:
- возвращение презумпции невиновности налогоплательщика и введение автоматической регистрации заблокированных накладных в течение 30 дней;
- налаживание работы сервисной функции ГНС в части предоставления мотивированных объяснений бизнесу относительно причин блокирования и отказов в принятии таблиц налогоплательщика;
- обеспечение круглосуточной работы электронных сервисов ГНС по регистрации налоговых накладных;
- введение ответственности должностных лиц ГНС за принятие неправомерных решений по блокированию накладных, беспричинному отказу принять таблицы налогоплательщиков или их безосновательной отмене;
- открытие данных о количестве заблокированных накладных, ежемесячный анализ жалоб бизнеса и эффективности работы ГНС в части администрирования НДС.
Система администрирования НДС
Источник: ZN.UA
В условиях войны администрирование НДС стало более жестким
Вячеслав Черкашин, старший аналитик Института социально-экономической трансформации, напомнил, что главным инструментом противодействия «скруткам» с 2017 года выступает система электронного администрирования. Она основана на обязанности бизнеса регистрировать все налоговые накладные в Едином реестре и возможности налоговиков по результатам мониторинга заблокировать такую регистрацию. Система получила название СМКОР.
Эксперт отмечает: анализ данных за 2017 – 2022 годы свидетельствует о том, что действующая версия СМКОР по своей жесткости по трем показателям из семи (количество и сумма заблокированных накладных, процентное соотношение поданных и заблокированных налоговых накладных и расчеты корректировки (НН/РК)) даже опережает СМКОР времен действия первой жесткой ее версии 2017 года. То есть система мониторинга во время войны стала более агрессивной к бизнесу.
При этом, как и в прошлые годы, почти каждая вторая заблокированная накладная (45,5%) разблокируется самими налоговиками (комиссиями контролирующего органа) после обжалования со стороны налогоплательщика.
Данные Черкашина косвенно подтверждает глава финансового и налогового комитета ВР Даниил Гетманцев (которого многие предприниматели считают апологетом жестких фискальных мер в отношении бизнеса). На днях он написал в своем телеграм-канале: «Получаю много писем, посвященных наверняка самой наболевшей теме: противоправное блокирование налоговых накладных и отнесение субъектов хозяйствования к перечню рисковых плательщиков НДС».
Он заверил, что каждое обращение было направлено в ГНС для индивидуального рассмотрения. За последние четыре недели рассмотрели 35 обращений, в результате:
- исключены из списка рисковых 5 субъектов хозяйствования;
- зарегистрированы 43 налоговые накладные;
- отказано в удовлетворении требований 13 заявителям.