Скандальную сеть АЗС Glusco купили греческие инвесторы с российским бэкграундом. Среди первых обещаний нового руководства — модернизация и внедрение европейских инноваций. В то же время эксперты высказывают предположения о фиктивности сделки для обхода санкций украинских властей.
Согласно официальной информации, 100% материнской компании Glusco Energy S.A. купила компания SNEL Energy Limited греческого предпринимателя Димитриоса Анифантакиса. Об этом говорится в опубликованном 6 декабря пресс-релизе. В нем указано, что на балансе компании — более 100 АЗС и четыре нефтебазы. Сумма сделки не разглашается.
Стоит отметить, что с августа 2021 года SNEL Energy Ltd является эксклюзивным поставщиком нефтепродуктов «Роснефти» в Украину.
Новый владелец — гражданин Греции, который занимается торговлей энергоресурсами около 30 лет. Он занимал руководящие должности в компаниях Litasco, BP plc, Cargill SA, Motor Oil Hellas. Работал и в топливных компаниях в Москве. «Я считаю, что у компании отличная инфраструктура и хорошие перспективы развития. Мы планируем провести ее модернизацию в соответствии с международными стандартами. В фокусе нашего внимания в первую очередь будет поддержание отличного клиентского сервиса и высокого качества нефтепродуктов, а также внедрение европейских инноваций», — приводится цитата Димитриоса в пресс-релизе.
Напомним, работа компании Glusco частично заблокирована с начала марта. Тогда Служба безопасности Украины и Государственная налоговая служба начали масштабную спецоперацию на трех нефтебазах и 105 АЗС. Согласно заявлению СБУ, правоохранители раскрыли масштабную схему теневой реализации некачественных нефтепродуктов, которая нанесла ущерб государству в особо крупных размерах. Ориентировочная сумма неуплаты налогов вследствие уклонения — около 240 млн грн.
Неофициальной причиной санкций называют то, что компания связана с оппозиционным народным депутатом Виктором Медведчуком. В компании «Глуско Украина», конечным бенефициаром которой указан Нисан Моисеев, ее связь с Медведчуком отрицают.
С 1 апреля прекратила работу еще одна компания, якобы связанная с Медведчуком, — Proton Energy (официально ее владельцем также является Моисеев). Она являлась экспортным оператором нефтепродуктов «Роснефти» в Украине. В 2020 году Proton Energy поставила на украинский рынок 1,74 млн тонн дизтоплива (23,4% рынка) и 443 тыс. тонн (22,3%) сжиженного газа.
Очевидно, что Glusco стала чемоданом без ручки для прежнего владельца, считает один из участников рынка – гендиректор сети Sunoil Леонид Косянчук. Уже год как Glusco практически ничего не приносит, а только требует, поскольку сотрудников не увольняли.
Эксперты неоднозначно относятся к появлению нового игрока на рынке. «Есть большая вероятность того, что сделка оформлена для обхода санкций украинского правительства. В пресс-релизе нет информации о сумме сделки, размыто количество заправок. Что означает «более 100»? По нашей информации, продали 150 АЗС, из них представляют интерес около 40%. Это те комплексы, на которых был сделан внешний и внутренний ребрендинг Glusco, а также АЗС с хорошим расположением. Пока нет информации, что будет с АЗС, сданными в аренду. Вопросов очень много», — говорит аналитик консалтинговой компании UPECO Александр Сиренко.
Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн в комментарии отметил, что Димитриос Анифантакис – известный человек на топливном рынке: «У него были проекты по поставке нефтепродуктов в Украинe еще в конце 1990-х. Сейчас он работает в Motor Oil Hellas, крупнейшем нефтехолдинге Греции. Для меня было неожиданностью увидеть его в этом проекте».
Стоимость сети Glusco значительно упала после введения санкций и длительного простоя. Еще год назад ее цена достигала $1 млн за АЗС. Сегодня, по оценкам экспертов, средняя цена одной станции Glusco составляет около $700 тыс.
С большой вероятностью на рынке АЗС мы увидим новый бренд с новой программой лояльности.
«Я знаю Димитриоса c 1993 года и уверен, что он сможет поставить сеть на ноги и обеспечить ее качественным продуктом. Это могут быть как поставки «Роснефти», так и греческие (по морю). Восстановление работы сети АЗС, безусловно, позитивно отразится на украинском рынке. В первую очередь от этого выиграют потребители. Появится еще одна сеть в среднем ценовом сегменте, продающая топливо на 1–1,5 грн дешевле, чем в премиальных сетях», – резюмирует Косянчук.
Контекст. Предыдущим владельцем швейцарской Glusco Energy S.A. считался израильский бизнесмен Нисан Моисеев. Соглашение о продаже было заключено в конце октября.
В декабре 2017 года Антимонопольный комитет Украины разрешил Glusco Energy S.A. покупку Лисичанского НПЗ (ЧАО «Линик», Луганская обл.) и сети АЗС компании «Роснефть» в Украине.
После действий СБУ против компании Glusco в судебном порядке запретили продажу в ее сети бензинов и дизтоплива, но реализации сжиженного газа и других товаров запрет не коснулся.
До обысков розничная сеть АЗК Glusco в Украине насчитывала 127 автозаправочных комплексов и шесть нефтебаз.
По словам Анифантакиса, он хорошо знаком с украинским укладом жизни и традициями, потому что уже около 30 лет женат на украинке и имеет с ней трех сыновей: «Я уважаю украинские культурные ценности и желаю строить социально ответственный и устойчивый бизнес в этой стране».
Ранее, 11 июля, компания «Глуско ритейл» официально заявила, что «на сегодняшний день действует запрет на внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц любых регистрационных изменений в отношении компаний группы. До снятия указанного запрета смена владельцев компаний группы в Украине невозможна. Все сообщения в СМИ относительно вероятного изменения владельца сети не подтверждены, смена владельца требует выполнения ряда предварительных условий».
Новый собственник. На сайте Motor Oil Hellas Димитриос-Антониос А. Анифантакис назван независимым неисполнительный членом совета директоров. Его фотографию в открытых интернет-источниках найти не удалось.
Анифантакис родился в 1963 году. Имеет степень бакалавра и магистра машиностроения Технологического института Стивенса в городе Хобокен в штате Нью-Джерси, а также степень MBA (магистр делового администрирования) Лондонской школы бизнеса в Великобритании. Также у Димитриоса 32-летний профессиональный опыт преимущественно в многонациональной группе компаний за пределами Греции.
Он был управляющим директором Litasco SA (в 2018 — 2020 годах) и председателем совета директоров Eiger Shipping S.A. (в 2017 — 2020 годах). Обе компании расположены в Женеве в Швейцарии и входят в российскую группу «Лукойл». В 2011 — 2018 годах Анифантакис был заместителем старшего вице-президента по сбыту «Лукойла» в Москве. В период с 2004 по 2011 год он был генеральным директором BP IST (Москва), отвечавшим за коммерческую деятельность группы BP PLC в России и странах бывшего Советского Союза. В период с 1999 по 2004 год был генеральным директором Cargil Petroleum S.A. (Москва) и отвечал за коммерческую деятельность компании в России и странах бывшего Советского Союза. В 1990 — 1999 годах работал с нефтяными компаниями Украины и Болгарии. Он участвует в компаниях энергетического сектора, а также в компаниях по инвестированию в недвижимость, базирующихся в странах за пределами Греции. С июня 2021 года Анифантакис является независимым неисполнительным членом совета директоров Motor Oil Hellas и членом Комитета по кадрам и вознаграждениям.