Сеть супермаркетов «Сильпо» решила изменить свое ценовое позиционирование: поставки дорогих импортных продуктов будут сокращаться, и «Сильпо» станет более демократичным супермаркетом. Одновременно на Западе исследования показывают, что покупатели переходят на дешевые сорта товаров, стали больше гоняться за скидками, так как ощущают тяжелую нагрузку на свои кошельки.
Потребительские предпочтения в Украине
Представитель владельца сети «Сильпо» – Fozzy Group – Дмитрий Цыганков в интервью в начале июля сообщил, что после 24 февраля общее количество покупок в сети снизилось примерно на 20%. При этом стоимость товаров выросла, а платежеспособность покупателей снизилась. Это вынуждает пересмотреть ценовой диапазон и ассортимент товаров, чтобы супермаркеты не теряли покупателей.
Главные причины подобных изменений — снижение доходов населения и рост цен из-за инфляции.
Надежных статистических данных о нынешних доходах украинцев нет, но каждый понимает, что с ними происходит, оценивая состояние своего кошелька.
В отношении инфляции официальные данные есть. В июне потребительская инфляция в годовом исчислении ускорилась до 21,5% (с 18% в мае). В месячном исчислении цены выросли на 3,1%, сообщил Госстат. К концу года, по оценке НБУ, инфляция достигнет 30%.
Средние потребительские цены на товары в Украине в 2022 году, грн
Поэтому на изменения в потребительских предпочтениях будет реагировать не только «Сильпо», но и другие ритейлеры. Многие из них уже делают это без публичных заявлений. Так, на полках многих супермаркетов можно увидеть дорогие импортные товары, завезенные в первые недели войны, которые остались невостребованными и сейчас продаются с большой скидкой.
Как меняются потребительские предпочтения на Западе
Потребительские цены в США выросли в июне на 9,1% в годовом исчислении, что является рекордом за почти 41 год. В опросе, проведенном Национальной федерацией розничной торговли, почти половина потребителей заявили, что из-за роста цен на предметы первой необходимости они переходят на более дешевые альтернативы.
Изменение розничных цен в США на разные категории товаров
Ритейлеры говорят, что потребители стали чаще покупать пиво в одной банке вместо упаковки, увеличился спрос на более дешевые марки сигарет.
Согласно данным исследователей Nielsen, за четыре недели, закончившиеся 2 июля, розничные продажи пива эконом-марок выросли на 5,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом в минувшем году продажи такого пива упали на 10,9%.
Исследователи отмечают, что продажи импортного и суперпремиального пива сейчас также растут. Это говорит о том, что инфляция больше влияет на потребителей с низкими доходами, а состоятельные люди продолжают тратить деньги более свободно.
Инфляция стала благом для дешевых сигарет. По данным Morgan Stanley, Marlboro, лидирующий на рынке бренд сигарет, теряет долю США, поскольку конкуренты – производители дисконтных сигарет – набирают силу.
«Потребители стали намного умнее, чем были раньше, они более внимательно относятся к ценам», – отмечают аналитики.
Еще одна тенденция – рост интереса потребителей к товарам под собственными марками ритейлеров (частным торговым маркам). Эта тенденция набирает силу и в Европе. По словам аналитиков Jefferies, за последние четыре недели частные торговые марки увеличили долю рынка по всей Европе на 1,1 процентного пункта, в отличие от «постоянного умеренного снижения доли рынка» ранее.
Рост доли частных торговых марок
Согласно данным IRI, за четыре недели, закончившиеся 10 июля, доля рынка продуктов питания и напитков, выпускаемых под частными марками, увеличилась на 1 процентный пункт в долларовом выражении.
Этот сдвиг, начавшийся в марте с началом роста мировых цен на газ, знаменует собой поворот вспять в сравнении с прошлыми двумя годами, когда крупные производители, такие как Kraft Heinz и General Mills, нарастили поставки, поскольку производители частных торговых марок в это время боролись с проблемами цепочек поставок.
Сейчас росту продаж частных марок способствует то, что супермаркеты предлагают по ним высокие скидки, а также быстро пополняют запасы на полках магазинов. Самим продавцам товары под частными марками обходятся дешевле, чем брендированные. Это объясняется тем, что в цене нет расходов на маркетинг (такие товары практически не нуждаются в нем). Также товары этой категории имеют узкий ассортимент упаковок и вкусов, что снижает их себестоимость.