Facebook Pixel

Госрегулирование цен: ритейлеры могут в суде оспорить решение Кабмина

Кабинет министров 19 января планировал расширить список продуктов, на которые установлена максимальная торговая наценка 10%, и внести в него пшеничный хлеб. Но по инициативе министра аграрной политики и продовольствия Романа Лещенко это решение отложили на неопределенный срок.

В этот же день Европейская бизнес-ассоциация (ЕБА) обратилась к правительству с просьбой отменить 10%-е ограничение наценки на ряд социально значимых продуктов питания либо отложить ее введение как минимум до 1 марта. Также бизнес-сообщество просит разъяснить порядок применения введенной наценки.

При этом анализ законодательства, проведенный The Page, показывает, что ритейлеры имеют законные основания для того, чтобы оспорить в суде введенную процедуру регулирования цен.

Почему введено государственное регулирование цен

Цены на продовольствие в последнее время растут не только в Украине, но и во всем мире. Одна главных причин этого явления — подорожание энергоносителей. В декабре производители пищевых продуктов стали массово предупреждать, что им грозит банкротство из-за высоких цен на газ. В ответ правительство решило, что производители социально значимых продуктов (из утвержденного перечня) могут покупать газ по льготной цене. Торги таким газом начались 17 января.

Второй мерой, принятой Кабмином для сдерживания потребительских цен на продукты питания, стало решение ограничить на ряд продуктов розничную торговую наценку.

Таким образом, первой мерой правительство надеется сдержать рост цен производителей продуктов питания, а второй — уберечь продукты от значительного подорожания на полках магазинов.

В постановлении правительства, принятого 12 января, говорится: «Установить на период действия карантина предельный уровень торговой надбавки в размере не более 10% оптово-отпускной цены». Приведен список товаров и пояснено, что «предельная торговая надбавка устанавливается с учетом рекламных, маркетинговых и логистических услуг, а также услуг по подготовке, обработке, упаковке и других, связанных с реализацией конечному потребителю».

Реакция бизнеса на регулирование цен

В заявлении ЕБА говорится, что:

  • введение дополнительного госрегулирования цен на продукты требует адаптации ритейлеров к новым условиям работы, внесения изменений в договоры с поставщиками. Однако постановление Кабмина не предусматривает переходного периода;
  • расширение перечня товаров с ограниченной наценкой может привести к исчезновению их с полок магазинов до стабилизации ценообразования;
  • введение максимальной наценки не обсуждалось с бизнесом;
  • требуется разъяснение содержащегося в постановлении термина «оптово-отпускная цена» и того, как именно исчислять наценку;
  • ограничение наценки не учитывает рост операционных расходов ритейлеров, что может сделать торговлю продуктами из перечня экономически убыточной.

О том, что уровень наценки в 10% не покрывает всех затрат ритейлера, говорил и руководитель сети «АТБ» Борис Марков.

Регулируемые цены не могут быть убыточными

Закон «О ценах и ценообразовании» утверждает, что государственные регулируемые цены должны быть экономически обоснованными, то есть обеспечивать соответствие цены на товар затратам на его производство, продажу и получение прибыли от его продажи (статья 12).

В ст. 15 того же закона говорится, что органы власти, установившие регулируемые цены на товары ниже экономически обоснованного размера, обязаны возместить субъектам хозяйствования разницу за счет средств соответствующих бюджетов.

Не допускается установление государственных регулируемых цен на товары ниже экономически обоснованного размера без определения источников для возмещения разницы. Если же такое регулирование установлено, то оно может быть обжаловано в суде.

Таким образом, если ритейлеры докажут, что наценка в 10% является для них убыточной, они могут потребовать от правительства компенсаций или же оспорить постановление Кабмина в суде.

Поблагодарить 🎉