Фото: ondise.minjust.gov.ua
Полномасштабная война многое изменила не только в жизни простых граждан, политике, культуре и экономике Украины, но и стала катализатором трансформаций привычных нам понятий в нечто иное, с новым качеством и наполнением.
Именно новое качество и наполнение обрело такое понятие, как корпоративная социальная ответственность бизнеса (КСО), которая до войны воспринималась исключительно как ответственное и качественное изготовление своего продукта/услуги, включающее серьезный подход организации к потребителям, работникам, партнерам по бизнесу, окружающей среде.
Теперь же, во время войны, она обрела массу дополнительных смыслов. В первую очередь это касается деятельности компаний, направленной на оказание непосредственной помощи государству в борьбе с оккупантами, удовлетворение потребностей армии и сил территориальной обороны, а также решение гуманитарных проблем.
До войны, когда речь заходила о социальной ответственности бизнеса, многие просто не понимали, что это такое. А попытки пояснить на конкретных примерах упирались в недоумение, вызванное в основном еще советскими стереотипами о том, что работодатель и так сам по себе «должен» делать массу того, что вообще не касается бизнеса: от обеспечения наемных работников питанием на рабочем месте и до решения коммунальных проблем города за свой счет.
Если же наряду с корпоративной социальной ответственностью упоминалась гемблинговая компания, это вызывало просто когнитивный диссонанс и зачастую неприятие. Ведь в общественном сознании рынок азартных игр и социальная ответственность — это понятия-антагонисты.
Во многом такая ситуация сложилась благодаря «активности» отечественного политикума и представителей нелегальных организаторов на отечественном игорном рынке, безраздельно властвовавших на нем с 2009 по 2020 год.
Побороть силу предубеждений, которые сложились за почти двенадцать лет работы «черного» рынка гемблинга, за тот короткий период, когда азартные игры вновь вернулись в легальное правовое поле, было весьма проблематично.
Однако сейчас, в период войны, стало намного проще пояснять, что такое социальная ответственность игорного бизнеса, а также показывать, что сама азартная игра, оказывается, создана не только для заработка бизнесменов и развлечения посетителей игорных заведений.
Почему проще? Да потому что отечественные легальные организаторы азартных игр с первых дней полномасштабного вторжения российской армии в Украину на деле показали, как именно они участвуют в борьбе с оккупантами, оказывая не только существенную финансовую поддержку государству, но и сохраняя рабочие места и продолжая работать, несмотря на все сложности военного времени.
Если до войны наши граждане в основном имели весьма смутное представление о том, чем занимаются лицензированные организаторы игорного бизнеса, то об их социальных проектах знали и того меньше.
В частности, о социальной ответственности гемблинговых компаний если и что-то слышали, то это обычно ограничивалось лишь информацией о том, что букмекерство поддерживает спортивные соревнования, клубы или спонсирует некоторых спортсменов.
Сейчас же, во время войны, сложно не заметить, что социальная ответственность игорного бизнеса раскрылась в совершенно иных направлениях, таких как:
- организация финансовой помощи ВСУ и силам ТрО, а также временно перемещенным лицам из районов ведения активных боевых действий (в виде перечисления денег на спецсчета Национального банка Украины);
- вовлечение легальных игорных компаний в волонтерские движения и оказание непосредственной помощи нуждающимся;
- использование современных маркетинговых технологий игорного бизнеса для сбора средств на нужды армии — начиная от проведения специализированных благотворительных турниров, весь доход от которых направляется на закупку амуниции и/или других необходимых вещей для солдат и офицеров ВСУ, и заканчивая постоянно действующими проектами, когда за каждый успешный депозит казино переводит определенную фиксированную сумму в помощь стране.
Легальный игорный бизнес не может быть «вещью в себе» и длительный период существовать в обществе, игнорируя при этом его проблемы. Мало того, отечественный гемблинг продемонстрировал, что все участники легального рынка активно помогают государству в борьбе с оккупантами и верят в нашу победу.
Вот так, параллельно с трансформацией понятия о том, что такое корпоративная социальная ответственность бизнеса, происходит изменение восприятия азартных игр – от жадного «однорукого бандита» к союзнику государства в борьбе за свободу своей страны.
Это и есть прямой результат легализации игорного рынка, ведь нелегалы ничего общего не имеют ни с социальной ответственностью, ни с помощью Украине во время войны.