СБУ, санкции и иск к Украине на 3,5 млрд: как война за «Мотор Сич» отразится на заводе

Фото: УНИАН

Фото: УНИАН

Помимо санкций против каналов из пула Медведчука, во многом воспринятых в Украине благосклонно, президентом Зеленским были подписаны и другие персональные ограничения.

В частности, против гражданина КНР Ван Цзина и компании Beijing Skyrizon, где он де-юре является владельцем контрольного пакета акций. 31 января СБУ провела оперативные мероприятия, с помощью силы не допустив собрания акционеров «Мотор Сичи», которое инициировали китайцы. Пресс-центр СБУ в Запорожской области выкатил объяснение, что был пресечен рейдерский захват предприятия.

Конфликт длится уже достаточно долго — китайцы приобрели 56% акций «Мотор Сичи» в декабре 2019 года, пообещав вложить четверть миллиарда долларов в модернизацию ($100 млн грантового финансирования уже поступили в Украину), и приобрели лицензию для сборки двигателей в провинции Чунцин. Однако сделку заблокировала Служба безопасности Украины, также идет разбирательство в Антимонопольном комитете. Кроме того, Национальная комиссия по ценным бумагам нашла определенные нарушения во время организации собрания акционеров.

Telegram Logo

Уже после заключения сделки китайская сторона подключила харьковского бизнесмена Александра Ярославского и его компанию DCH, чтобы они представляли их интересы в регионе. Они подали в Антимонопольный комитет совместное заявление о покупке завода, а взамен DCH должна была получить четверть пакета акций. Китайцы, очевидно, решили, что лучше получить хоть что-то, а там будет видно.

Но все закончилось санкциями на 3 года и силовым пресечением проведения собрания. Плюс крепкие ребята спортивной наружности с плакатами у проходной «Не дадим ограбить родной завод». Вероятно, это были ребята Богуслаева, который не в восторге от идеи поменять наблюдательный совет и руководство завода, пока акции находятся под арестом, а реестр акционеров заблокирован.

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

В ответ Skyrizon обратилась в международный арбитраж, созданный специально под это разбирательство. Теперь Украину ждет тяжба на $3,5 млрд. А МИД Китая 1 февраля выдал резкую ноту, в которой заявил протест против односторонних санкций. Международный скандал, суд, блокирование акций, санкции... Что послужило камнем преткновения и действительно ли имела место попытка рейдерского захвата?

Фото: Моторсич

Фото: Моторсич

«Мотор Сич» без громких слов — уникальное стратегическое предприятие. Двигатели для самолетов, вертолетов, крылатых ракет, газотурбинные двигатели и электростанции — $300 млн в год чистой прибыли на экспорте. МС-400 — «сердце» украинской противокорабельной ракеты «Нептун» — разработано в Запорожье.

АІ-450Т — «сердце» турецкого стратегического ударного дрона Bayraktar Akinci в 450 лошадей — отсюда же. Продукция поставляется в десятки стран мира, включая Германию, Польшу, Канаду и Австрию, а не только в «банановые республики». А в Китае одновременно эксплуатируются 13 типов двигателей «МС».

Фото: Bayraktar Akinci

Фото: Bayraktar Akinci

Естественно, Пекин хочет и импорт технологий, и уменьшения вливаний валюты в обслуживание. У азиатов есть все: деньги, заказы, человеческие ресурсы. Нет пока только школы. Ведь в Запорожье еще в 1916 году собирались движки для российской императорской армии под самолеты «Илья Муромец».

С тех пор завод фактически беспрерывно работал — передавался опыт, формировалась школа. А она важна — индийцы, например, вложив свыше $2 млрд в разработку боевого самолета 4 поколения Tejas, так и не получили ни масштабной серии, ни модификации, способной садиться на авианосец.

Китайцы же не собираются прыгать по граблям, а хотят поставить руки и мозги своим специалистам сначала по лицензии, а потом, отработав техпроцесс, идти дальше.

Фото: КБ Прогресс и Мотор Сич

Фото: КБ Прогресс и Мотор Сич

Поэтому они приобрели контрольный пакет акций через гражданина Ван Цзина и его компанию. Богуслаев как раз был удручен тем, что из-за войны отвалился российский рынок и поставки до 250 двигателей в год для «крокодилов» «Ми-24», «Ночных охотников» «Ми-28» и противолодочных вертолетов «Ка-27».

А дюжина ремоторизованных машин «Ми-8» в год для ВСУ не могли стать равнозначной заменой — стал вопрос о сокращениях и трехдневной рабочей неделе. Китайцы тогда выглядели как отличная сделка.

Пока 14 января 2021 года не попали в санкционный список США вместе с Китайской офшорной нефтяной корпорацией. Так называемый список Military End-User, когда государственные компании маскируются под частный бизнес, сотрудничая с армией КНР как с конечным бенефициаром.

Поводом стали очередные стычки с Вьетнамом за искусственные острова, которые создает Пекин для добычи газа и нефти в Южно-Китайском море.

Quote«Skyrizon — китайская государственная компания, и ее стремление приобретать и внедрять иностранные военные технологии представляют собой серьезную угрозу национальной безопасности и интересам внешней политики США», — дословная цитата из пресс-релиза. С тех пор бизнес китайцев в Украине не заладился.

Но вопрос стоит шире, чем привычные скороговорки о «внешнем управлении» и «заокеанских хозяевах». У нашего стратегического партнера, который заводит сюда помощь на $700 млн в год, есть интересы. У нас тоже есть интересы — хотя бы не отправить зимой в отпуск за свой счет 27 тыс. рабочих и инженеров «Мотор Сичи». Несмотря на пропаганду об «аграрной сверхдержаве» и «туалетах в Польше» украинские технологии применяются в десятках стран в неоднозначных ситуациях.

БТР-3 участвуют в военном перевороте в Мьянме. БТР-4 ведут бои в суннитском треугольнике в Ираке. Двигатели от «Ивченко-Прогресс» будут запускать турецкие крылатые ракеты «Путешественник» — аналог «Томагавка». А китайских военных пилотов готовят на учебно-боевых самолетах с участием «Мотор Сичи». Иногда цена всему этому — попадание в санкционные списки или иск на $3,5 млрд. Готовимся к суду и наблюдаем за темой — здесь явно скучно не будет.

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Все новости