Сегодня владельцы компаний и HR-специалисты ищут новые идеи для удержания и мотивации своих сотрудников, ведь только конкурентная заработная плата и удобные условия труда уже не привлекают специалистов. Например, в крупных компаниях привыкли к медицинскому страхованию, оплате дополнительных социальных благ, в частности абонемента в спортзал или курсов иностранных языков, а потому этого уже мало. исследовало, как украинские и международные компании заботятся о своих сотрудниках.
Конкуренция за специалистов на рынке побуждает работодателей расширять соцпакет. Преимущества компании на рынке — страхование жизни, дополнительное пенсионное обеспечение, программы не только для физического, но и для духовного развития сотрудника. Добавим сюда консьерж-сервис, солидный бюджет на образование, путешествия и билеты на концерты в подарок, лаундж-зоны для отдыха со спортивными зонами...
Кстати, сейчас хедхантеры выделяют тренд, который наблюдается в Украине в течение нескольких последних лет, — внедрение так называемых wellness-программ. Они обеспечивают для персонала физическое развитие, снятие стресса, новые знания, скажем, о правильном питании, грамотном подходе к занятиям спортом и даже о предоставлении неотложной помощи (можно получить базовые навыки, которые помогут остановить кровь, правильно передать информацию в медицинское учреждение). Кроме того, пандемия способствовала возникновению новых тенденций в направлении employee value proposition (ценностное предложение для сотрудников, значимые выгоды, которые может предложить своим людям определенная компания). В частности, зарубежные и украинские компании предлагают денежные компенсации или готовый инвентарь для организации рабочего пространства дома (рабочий стол, стулья, технику). И это далеко не полный перечень бонусов.
«Мотивационных моделей существует множество. В частности, выделяют следующие: японская (в основе которой — патриотизм к стране и компании), американская (в основе — личностное развитие, коллектив, тимбилдинг, развитие бизнеса благодаря росту каждого отдельного работника), британская (в основе которой может быть оплата акциями или зависимость размера зарплаты от прибыли: чем она выше, тем больший оклад), шведская модель (в основе — социальное равенство, которое регулирует разрыв между самой низкой зарплатой на производстве и высокой и стимулирует увеличивать первую и сдерживать повышение второй). На практике бизнес миксует эти модели в зависимости от количества работников, масштабирования и самого бизнеса».

Наталья Гайкалова
основатель и СЕО финансово-правовой компании Finevolution
Эксперт выделила такие варианты мотивации сотрудников:
- Медицинское страхование (компании покрывают от 50 до 100% стоимости страхового полиса).
- Курсы и обучение. Некоторые бизнесы закупают целые библиотеки для своих работников, другие самостоятельно их создают либо компенсируют часть или полную стоимость обучения. Компенсация колеблется в зависимости от размера бизнеса: маленькие компании не могут позволить себе оплатить обучение сотрудника по программам MBA, но могут компенсировать курс на Projector, SKVOT или другую программу.
- Менторские программы (могут быть как in house, так и внешние). Они помогают расти работникам в коллективе, например, от junior-специалиста до тимлида.
- Отдых, туризм, тимбилдинг. Обычно организации любят громко праздновать день рождения компании (иногда за границей), Хэллоуин (с костюмами, гримом, ведущими и приглашенными музыкантами или актерами), Новый год (с диджеями, Тайным Сантой и другими приятностями).
Сейчас отечественные компании довольно активно перенимают опыт зарубежных коллег и обогащают условия сотрудничества со специалистами новыми подходами. Это могут быть программы по восстановлению психического здоровья, проведение коуч-сессий, комплексные программы по профилактике выгорания, программы работы с внутренней зрелостью и тому подобное.
«Мы организуем лекции и мастер-классы на актуальные темы по здоровью (физическому и психическому), встречи с врачами (с профессиональными обзорами). Кроме этого, есть фитбрейки с профессиональным фитнес-тренером, которые позволяют каждому работнику на 15 минут получить разрядку, снять нагрузку и переключиться, чтобы потом с большей эффективностью приступить к выполнению задач. Это дало нам возможность также сократить расходы на медицину на 15%».

Владислав Махлай
Директор Департамента корпоративного бизнеса страховой компании TAS Life
Что еще предлагают компании?
Современных амбициозных работников трудно соблазнить только зарплатой или денежными бонусами. Специалисты ожидают от компаний заботы, защищенности и заинтересованности в их развитии. Недаром уже появилась профессия happiness manager — специалист по созданию благополучия и комфорта сотрудников в компании.
Ведущая специалистка по маркетингу компании Lenovo в Украине Марина Дорошенко рассказала, что в компании уже давно действует программа страхования здоровья сотрудников. В этом году генеральный менеджер добавил еще пакет страхования от онкологических заболеваний с лимитом в $500 тыс. на человека.
А на сайте по поиску работы Jooble поощряют обращать внимание на свое ментальное здоровье, поэтому оплачивают 50% консультаций психотерапевтов, а также компенсируют 50% стоимости внешних профильных и непрофильных курсов и курсов иностранных языков.
Зато в компании Epam предоставляют сотрудникам доступ к более 6 тыс. курсов и тренингов в различных сферах, в частности к курсам изучения английского языка. Plarium выделяет персональный бюджет на обучение. А компания Eleks обеспечивает бесплатное участие в конференциях, экспертных семинарах, менторских и лидерских программах и предоставляет стипендии для бизнес-образования.
В компании WePlay Holding при рождении ребенка выделяют средства для поддержки семьи. А также maternity leave для мамы (после 9 месяцев работы в компании) на 4 месяца, в течение которых компания выплачивает ей полную зарплату сотрудника. В рамках paternity leave отец может согласовать со своим менеджером свободный график работы и взять три дня оплачиваемого отпуска. Еще предоставляется финансовая поддержка сотруднику, у которого умер родственник первой линии. А недавно в компании ввели бонус за донорство — начисление дополнительного дня оплачиваемого отпуска.
В компании Civilly предоставляют беспроцентный кредит в случае возникновения экстренных ситуаций. Вернуть сумму можно в течение срока, который обсуждается индивидуально. Не менее важный фактор мотивации — возможность получить услуги, предоставляемые компанией, начиная от дизайн-проекта и заканчивая поставками и работами по себестоимости.
В последнее время на рынке стала чаще встречаться практика так называемых корзин, в которые сотрудник может добавить бонусы, актуальные именно для него. Как это работает: компания Х готова выделить $1 тыс. на корпоративные льготы для каждого работника. Человек может выбрать услуги в рамках этого бюджета: страхование или бесплатное посещение спортзала, обучение и тому подобное. Каждая организация определяет бюджет и перечень индивидуально.
«Мы создали в компании систему внутренних «ачивок», которые можно получить от различных специалистов за целый набор вкладов и полезных дел, выполненных как на проектах, так и в целом для студии. Грубо говоря, можно выразить благодарность за помощь на проекте в виде ХХ ачивок, или так называемых баллов. Бал имеет эквивалент в гривне. У каждого специалиста есть личный счет, куда идет накопление ачивок. Есть также внутренний магазин, в котором собраны товары и услуги из разных сфер интересов. Например, работник может обменять ачивки на годовую подписку на премиум-аккаунты Youtube, Megogo, Spotify, Netflix, Glovo, на различное туристическое снаряжение, товары для дома, столики для ноутбуков, аксессуары для занятия спортом и т.д.».

Виктория Носенко
СEO анимационной студии WOW-HOW
Влияние пандемии
Еще большая забота о сотрудниках стала едва ли не главным общемировым трендом с приходом пандемии. Ранее компании привлекали и удерживали своих сотрудников, ориентируясь на льготы в пределах офисной жизни. В то же время многие компании стали гораздо активнее поддерживать своих работников во время COVID-19. Украина не стала исключением.
«Мы с начала национального карантина в 2020 году ввели несколько программ защиты и поддержки сотрудников, которые до сих пор работают. Компания запустила программу DocOnline (онлайн-консультации по вопросам коронавируса у высококвалифицированного врача-инфекциониста), внутренние вебинары с экспертами в разных направлениях с целью повышения грамотности и развенчания экономических и медицинских мифов вокруг коронавируса.
Мы также приняли в компанию специалистку по вопросам здоровья, которая занимается поддержкой персонала по всем направлениям, связанным с коронавирусом и другими оздоровительными программами. Особое внимание мы уделяем поддержке женщин, поскольку считаем, что они сильнее страдают от последствий пандемии. Недавно мы запустили новый оздоровительный проект именно для них — презентовали сотрудницам сертификаты «Женское здоровье» на прохождение нескольких серьезных медицинских обследований».

Надежда Омельченко
Вице-президент компании «IТ-Интегратор»
Сегодня борьба за сотрудников между работодателями не прекращается. Украинские компании несколько медленнее реагируют на мировые тренды, но тоже вводят полезные инициативы для своих работников. Конечно, локдауны внесли свои коррективы, поэтому востребованы возможности, которые позволяют получить наибольшее количество дополнительных предложений в онлайн-формате.
Как за рубежом компании заботятся о своих сотрудниках
По информации рекрутера сайта по поиску работы Jooble Алены Живец, за рубежом компании так заботятся о своих сотрудниках:
- Nvidia выделила 500 евро каждому сотруднику, чтобы он обустроил рабочее место дома. Для поддержания корпоративного духа компании организуют онлайн-ивенты для сотрудников с доставкой домой подарков.
- Airbnb предоставляет отпуск на 10 недель и более в связи с беременностью и родами.
- Apple предлагает щедрые пакеты услуг для беременных и родителей, а также 18 недель отпуска для матерей.
- Компания thredUP перешла на четырехдневную рабочую неделю, в то же время сохранила прежние зарплаты; по данным компании, переход на четырехдневную рабочую неделю увеличил производительность сотрудников.
- Компания Adobe выделяет сотрудникам до $5 тыс. в год на расходы по уходу за детьми. Кроме того, до $1,2 тыс. в год идет на возмещение затрат по уходу за детьми до 13 лет.