Фото: УНИАН
30 августа 2019 команда Айвараса Абромавичуса, бывшего министра экономического развития и торговли Украины, зашла в «Укроборонпром».
11 его заместителей полностью контролировали жизнедеятельность концерна – от структурных изменений и маркетинга до внутренней безопасности и информационной политики.
В наблюдательном совете УОП, например, был глава «Укрпочты» Игорь Смелянский или глава ОП Андрей Ермак, а вопросами безопасности занимался бывший заместитель главы Национальной полиции Константин Бушуев. Сам Абромавичус получил должность генерального директора.
Десант реформаторов
Были озвучены амбициозные планы:
- выплатить долги по зарплате (в процессе обещание трансформировалось в «уменьшить их вдвое»);
- в 2020 году достичь экспорта украинского вооружения в $1,3 млрд;
- провести санацию проблемных предприятий;
- сменить топ-менеджмент концерна;
- завершить его реформу.
Обанкротившиеся предприятия должны были быть переданы в Фонд госимущества и уйти с молотка через приватизацию.
А эффективные — объединены в кластеры, согласно рекомендации ЕС – самолетостроения, бронетанковый, судостроения, РЭБ и связь, высокоточное оружие и боеприпасы.
Сам же концерн как управляющая компания должен прекратить свое существование.
Чехарда директоров
Но через год президент Зеленский без особого шума в СМИ уволил Айвараса Абромавичуса, поставив вместо него и.о. Игоря Фоменко, заместителя главы отдела РЛС и специальной техники.
А в начале декабря 2020 сменил его уже на Юрия Гусева – экс-заместителя министра обороны Украины и бывшего главу Херсонской ОГА.
С формулировкой, что новый глава должен уничтожить коррупцию в УОП и завершить реформу. Интересно, почему коррупция не была уничтожена там после последнего десанта реформаторов и антикризисных менеджеров? Или дело не совсем в ней?
Одни инсайдеры говорят о тяжелом конфликте между УОП и созданным 22 июля 2020 Министерством стратегических отраслей промышленности по видению реформы в целом.
Другие — о проблемах, которые нарастали, как снежный ком, долги по зарплате на более чем половине предприятий, затягивание контракта по АН-70 для Перу, срыв программы по боеприпасам на «Артеме».
Системный кризис
Кроме озвученного выше, за год уволились в частный сектор, отправились в отпуск или перешли на короткую рабочую неделю из-за эпидемии, поехали в Польшу за «длинным злотым» до 10 тыс. рабочих и служащих концерна.
Они устали ждать десятков «Дозоров», сотен танков «Оплот» и зарплаты за март-месяц прошлого года.
И это еще в лучшем случае прошлого года – есть предприятия вроде ГНВП «Кварсит», где задолженность составляет 30 месяцев.
Правда, проблемы эти начались не вчера – и задолженность, и отсутствие серийных заказов для большинства подразделений УОП тянутся с поздних 1990-х. Как и «утечка мозгов» за границу.
А знаменитый просроченный контракт на 45 БТР-4Е для 92-й ОМБР, который все же выполнили и он пошел в актив новой команде — в итоге сдали с задержкой в три года.
Да еще и передав армии восемь бронетранспортеров, заказанных НГУ два года назад.
Поэтому заместитель командира Национальной гвардии по тылу пишет в УОП недоуменные письма, что заказанная с 2017 года техника так и не получена, ожидая объяснений. В общем, причина увольнения Айвараса может крыться не только в разном видении реформы или рабочих конфликтах.
Что происходит в самой крупнейшей корпорации ВПК Украины, почему идет беспрерывная чехарда руководителей и реформаторов, и когда силовики получат, наконец, свою технику на седьмой год необъявленной войны на востоке? — Кирилл Данильченко для .
Назад в прошлое
«Укроборонпром» – государственная корпорация, состоящая из 137 заводов тяжелой промышленности, КБ, НИИ и дочерних внешнеторговых предприятий. Входит в первую сотню подобных компаний планеты.
Создана она в 2010 году при Януковиче и Саламатине, как попытка решить застарелые проблемы «оборонки», передающиеся от каденции к каденции.
Ну и, естественно, контролировать спецэкспортеров, через которых традиционно украинские ударные вертолеты всплывали в Македонии и на Шри-Ланке, а «Смерчи» — в Азербайджане — именно они обеспечивали конвертацию ржавеющей техники из хранилищ армии в «мертвых президентов» на купюрах.
«Мы спускали в Николаеве крейсеры, а теперь покупаем катера во Франции».
Главная же причина системных проблем заключалась в том, что ВПК Украины — пережиток совсем другой страны.
Она выпекала танки, как горячие пирожки, и спускала на воду крейсеры-«убийцы» американских авианосных групп. Что во многом послужило причиной ее краха — впрочем, это совсем другая история.
В сфере на момент распада СССР работало на 800 предприятиях почти 700 тыс. квалифицированных работников. Привыкших к зарплатам в 400 рублей на фоне 120 средней в СССР, столовым с льготным питанием и специальному снабжению.
Они оказались «лишними людьми» в новой стране. Постепенно они ушли к частникам или эмигрировали. И так за четверть века сложилась ситуация, когда «мы спускали в Николаеве крейсеры, а теперь покупаем катера во Франции».
Времена перемен
Естественно, после падения «железного занавеса» актив превратился в пассив. Ибо тысячи единиц техники для трех военных округов, чтобы угрожать НАТО, были уже не нужны, а платить зарплату, отапливать огромные цеха и содержать конструкторские бюро приходилось.
Долги накапливались, как снежный ком, а армия и «оборонка» в Украине всегда снабжались по остаточному принципу – скорее, ее хранилища были донорами для бюджета.
После вторжения в 2014 году войск РФ на оккупированной территории остался 21 субъект «Укроборонпрома» – например, завод «Топаз», который производил РЛС «Кольчуга».
Разрушение цепочек внутри концерна и потеря активов достаточно жестко ударили по корпорации.
Сегодняшний кризис, дефицит бюджета и падение промышленного производства тоже не делают ситуацию лучше.
Закономерный итог – долги по зарплате на 5 млрд грн, 8 предприятий-банкротов, около 80 имеют глубокие финансовые проблемы.
Экспорт вооружений находится на уровне 392 млн грн — как там поживает увеличение до $1,3 млрд, обещанное Абромавичусом?
Задолженность перед кредиторами и поставщиками – до 10 млрд грн.
А заработанные экспортом деньги шли в бюджет, где ими закрывали яму в пенсионном фонде или финансировались дороги, вместо того чтобы обновлять станочный парк, решать проблемы долгов или развивать компанию.
Блеск и нищета УОП
В структуре УОП тоже не все так однозначно. С одной стороны, КБ «Луч», которое поставляет Саудовской Аравии, Иордании и Турции ПТРК «Корсар» и «Скиф» на $240 млн в год чистого дохода и средней зарплатой 30 тыс. грн.
С другой — Харьковский авиазавод в вечном кризисе с окладом на руки в 5 тыс. грн и 230 млн долга.
После старта реформы обострилась «война» за спецэкспортеров.
Относительно неплохо себя чувствующий «ДАХК» «Артем», из которого пытаются запустить кластер по производству боеприпасов и производящий корпуса к ракетам «Ольха».
И тут же Николаевский судостроительный – банкрот, где на стапелях растут деревья и 820 млн грн долгов.
Поэтому после старта реформы обострилась «война» за спецэкспортеров – костяк предприятий, приносящих 70% дохода корпорации. Кем они в итоге будут управляться – «Минстратегпромом» или УОП.
Ибо одно дело — получать сливки с продажи технологии «Корсаров» в Иорданию, а другое — пытаться продать овощехранилище Красиловского агрегатного завода как коворкинг и разгребать долги, накопившиеся за 10 лет.
Калькулятор
Вообще Украина немало тратит на безопасность в процентах от ВВП – больше 5%.
Турция, участвуя минимум в трех войнах, эту цифру держит на 2,72%, средняя цифра по НАТО, который готовится противостоять России на восточном фланге, — около 2% ВВП.
И несмотря на лихорадку переходного периода, в 2020 году УОП оказал услуг и отгрузил продукции на 30 млрд грн. Таща на себе 36% всего государственного оборонного заказа – с каждым годом доля частного сектора и закупок за рубежом увеличивается, а государства — падает.
Вполне естественно, что за то, кому именно достанется этот миллиард долларов в виде заказов, в украинских реалиях будет идти «кадровая война».
Другой вопрос, что в абсолютных цифрах это — сущий мизер. Потому что Украине нужно поменять 100+ перехватчиков 1986 года выпуска, спускать на воду корветы, тральщики и ракетные катера, закупить две сотни ударных и транспортных вертолетов и пересадить ВСУ на полторы тысячи бронемашин.
Как, впрочем, и пропускать через частое сито ремонтов 800+ строевых танков. Ибо капитальный ремонт дает машине часов 150 моторесурса, которые благополучно можно выработать всего на нескольких учениях.
Да еще вопрос не только в деньгах, но и в административных моментах. Отсюда, например, «зоопарк» у морпехов – одновременно на вооружении БТР-70, 80, БМП, бронемашины «Казак» и «Варта».
Тыл «вешается», ремонтники плачут горькими слезами, пока военная приемка выясняет, кто виноват в том, что не сданы БТР-4 еще для 92-й – броневая сталь не той системы или сварщики Лозовского завода.
Провалы
Армия еще в 2016 году попросила пересадить разведывательные роты с «БРДМ» на «Дозоры». В итоге бронемашин сделали 10 штук и в Николаеве прикручиваем к «БРДМ» тепловизоры.
А помните, с какой помпой в СМИ «стартовало» производство снарядов на «Артеме»? До сих пор в Украине они делаются поштучно, а серийно покупаем у Чехии.
Основной автомобиль в ВСУ — это белорусский «МАЗ», основное шасси для специальной техники, судя по всему, — чешская «Татра», основной санитарный автомобиль — локализованный на «Богдане» «китаец».
Какие еще симптомы системного кризиса в оборонке вам нужны?
Успехи
С другой стороны, есть и успехи – по сотрудничеству с Турцией, например.
Анкаре — двигатели к ракетам и ПТРК, а Киеву — производство корветов на заводе «Океан» и ударные БПЛА.
Даже сама постановка вопроса, что мы перестали 10 лет бредить достройкой отечественного корвета и ракетных катеров, не существующих нигде, кроме чертежей, а локализуем технологии британцев и турок – шаг вперед.
Неплохо продвигается программа модернизации танков — большая половина украинского парка уже получали защищенную цифру, тепловизоры и новую динамическую защиту.
В этом году передали почти 1000 ПТУР в войска, ХКБМ получил контракт на производство 75 БТР-4М.
Анкаре — двигатели к ракетам и ПТРК, Киеву — корветы и ударные БПЛА.
По цифровой связи, противотанковым комплексам третьего поколения, ударным БПЛА, санитарной эвакуации мы уже на голову выше наших противников в непризнанных республиках.
Принят на вооружение ПКР «Нептун» и заказан первый дивизион.
Попытка номер три
21 декабря 2020 года новый глава УОП Гусев подписал приказ о превращении в холдинги – десятилетний период доминирования корпорации в украинской оборонке завершится в июле 2021 года.
Все, что не приносит прибыль, должно быть продано с молотка (16 предприятий уже переданы на приватизацию), все, что приносит – будет сгруппировано по кластерам с целью нарастить производство.
Потому что для того, чтобы перевооружить 400 тыс. украинских силовиков, в ближайшие годы Украине понадобится максимум усилий.
Озвученные планы по локализации французских и британских катеров, постройке серии турецких корветов Ada для ВМСУ, формирование четырех дивизионов ПКР «Нептун», два полка ударных БПЛА с их отверточной сборкой внутри страны – невозможны без системных реформ.
Завершатся они успехом или нет – покажут ближайшие 3–4 года. Мы слышали уже много обещаний и рассказов про танки «Оплот» и подводные лодки в 2020 году. Но то, что они нужны уже вчера, – нет никаких сомнений.