Facebook Pixel

Фильм — не главное: совладелец «Планеты кино» Дмитрий Деркач о том, зачем люди ходят в кинотеатры

Совладелец сети кинотеатров «Планета кино» Дмитрий Деркач рассказал The Page о том, кто и как решает, какие фильмы выйдут в украинский прокат, сколько стоит дубляж, являются ли стриминговые платформы конкурентами кинотеатрам, что смотрят украинцы во время войны и зачем они идут в кинотеатры.

Сколько стоит дубляж фильмов

Вы говорили, что сейчас работаете в минус. Насколько упали доходы, например, в сравнении с доковидным 2019 годом?

Доходов стало в три раза меньше.

То есть сейчас речь идет только о том, чтобы сохранить кинотеатры и персонал?

Да, чтобы оно как-то существовало.

Как все это отразилось на показах? Возможно, вы отказались от каких-то картин, которые раньше обязательно были бы в прокате?

Фактически нет. Индустрия работает так: есть студии, которые снимают фильмы, а у них есть дистрибьюторы. Если это мейджор-студии уровня Disney или Warner Brothers, у них есть эксклюзивные дистрибьюторы на определенных территориях, которые получают от студии все фильмы, затем дают их кинотеатрам в прокат, кинотеатры платят за это 50% от проданных билетов.

Дистрибьюторы просчитывают, выгодно ли какой-нибудь фильм брать в Украину. Они являются первым фильтром, а мы — уже вторым. Но сейчас ситуация такова, что мы почти ни от чего не отказывались.

Что с расходами на дубляж?

Эти расходы на стороне дистрибьюторов, именно они решают, выгодно ли им брать этот фильм, действительно ли они смогут окупить дубляж, распространение, рекламу.

По меркам мирного времени, это не очень большие затраты. Дубляж – примерно $10 — 30 тыс., в зависимости от качества и длины фильма. Но сейчас дистрибьюторы понимают, что на определенных фильмах не соберут даже эту сумму, и отбирают прежде всего то, на чем смогут заработать.

Может ли быть так, что у нас будут показывать фильмы с субтитрами без дубляжа?

Такое уже было. Как раз в первые месяцы после вторжения дистрибьюторы не желали вкладываться в дубляж. Даже не то что не желали, у них просто не было команды — люди разъехались. Поэтому до сентября многие фильмы выходили с субтитрами. Сейчас почти все фильмы дублированы.

Почему производители фильмов отказываются от онлайн-премьер

Чувствуете ли вы конкуренцию со стороны стриминговых платформ?

По-прежнему студии планируют кинотеатральное окно: период минимум в 45 дней, когда премьера выходит в кинотеатрах и только потом — онлайн. Мы еще до ковида боялись, что когда-то студии захотят уменьшить это окно или вообще делать премьеры в кинотеатрах и онлайн одновременно. Так и произошло во время эпидемии, но и мы, и студии увидели, что эта система не работает. К примеру, фильм «Чудо-женщина» уже через 15 минут после премьеры онлайн был на всех торрентах, студия потеряла огромные деньги.

В общем, студии на платных онлайн-платформах не заработали тех денег, которые они раньше зарабатывали на старой системе. Было гораздо меньше сборов онлайн, чем они прогнозировали. Поэтому как только кинотеатры начали более или менее нормально работать, студии вернулись к кинотеатральному окну, и все поняли, что эта модель гораздо более эффективна и должна остаться.

Есть еще один фактор: люди ходят в кинотеатры не столько посмотреть фильм, сколько выйти куда-нибудь. Мы называем это микроотпуском. Обычно 80% билетов продаются парами, то есть это микроотпуск для пары, для семьи. Это гораздо меньше о просмотре фильма, чем о получении определенной социализации.

Поэтому да, действительно, если человек хочет просто посмотреть фильм, он может сделать это онлайн, но люди ходят в кинотеатры не столько посмотреть фильм, сколько социализироваться. Мы все это как раз во время ковида исследовали и поняли, что у нас конкуренции с онлайном фактически нет.

Что смотрят украинцы в кинотеатрах во время войны

Изменились ли с началом вторжения вкусы аудитории? К примеру, смотрят ли украинцы фильмы о войне?

Украинские фильмы о войне и до этого были достаточно популярны. «Киборги» в последнее время вообще был, мне кажется, в топ-10 или в топ-20 самых популярных украинских фильмов.

Украинское кино в последнее время набирало обороты. Проблема в том, что сейчас ему стало гораздо труднее: если раньше было хоть какое-то финансирование от государства плюс частные инвестиции в продакшн, то теперь, во-первых, нет государственной поддержки, а во-вторых, кто сейчас будет вкладываться в кино? Это очень рискованные инвестиции, поэтому украинских лент будет намного меньше.

Возвращаясь к первой части вопроса, трудно сказать, действительно ли вкусы существенно изменились и как именно. Вкусы зрителей меняются не потому, что что-то меняется в стране. Напомню: мы показываем далеко не все фильмы, выходящие в мировой прокат. И если бы зрители могли выбирать, что им смотреть в кинотеатрах, мы могли бы отслеживать реальные изменения их интереса. Но фильмов в украинский прокат выходит не так много, и люди вынуждены смотреть то, что мы можем предложить.

На какие фильмы зрители ходили больше всего в последнее время?

На топовые блокбастеры, как всегда, люди ходят больше всего. Сейчас, например, вышел «Аватар», и у нас очень большой спрос на него. Большие голливудские блокбастеры всегда собирали больше всего доходов, и теперь все так же.

Работает это так: мейджор-студия планирует где-то по 10 фильмов в год на 5 — 10 лет вперед. При этом на 4 — 5 фильмов она каждый год делает максимальную ставку — это топ-ленты. Эти 20 — 30 фильмов в год (если считать в масштабах всей киноиндустрии) приносят примерно 50% всех доходов. В общей сложности в год выходят 250 — 300 фильмов, то есть 10% лент приносят не менее половины заработка. Студии зарабатывают в массе: один фильм собрал больше, чем они ожидали, другой меньше, но они учитывают общий результат за год. Это своеобразный конвейер.

Что посмотреть на новогодние праздники — 2023: рекомендации Дмитрия Деркача

Фильмы, которые покажут в кинотеатрах

Аватар: путь воды.

Кот в сапогах – 2.

Последнее желание.

Рождественские каникулы.

Классические фильмы, которые нравятся совладельцу «Планеты кино»

Клаус.

Кошмар перед Рождеством.

Один дома.

Гарри Поттер.

Полярный экспресс.

Отдых по обмену.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!
Поблагодарить 🎉