Фото: НБУ
В Украине с 28 апреля вступает в силу закон о финмониторинге. Он вызвал на рынке шквал возмущений еще несколько недель назад. Поводом была новость о якобы запрете на оплату коммунальных услуг и на осуществление денежных переводов в режиме онлайн с 28 апреля. Но регулятор опроверг эту информацию.
Этот закон обязывает банки и финкомпании при переводе идентифицировать клиента, а именно:
- установить личность плательщика;
- сопроводить перевод средств необходимым перечнем данных о плательщике и получателе.
Объяснения регулятора
Как заявляют в Нацбанке, этот закон не повлияет на расчеты картой, платежи и переводы в онлайн-банкинге, поскольку такие операции сейчас сопровождаются соответствующей информацией.
При переводе наличными через терминалы на сумму свыше 5 тыс. грн потребуется информация о плательщике и получателе средств. Как объясняет регулятор, если такой платеж проводить через карту банка, то система автоматически определяет пользователя или же может проверить его личность, отправляя SMS-код на номер клиента. Если у вас нет карты, то банк потребует идентификацию по паспорту.
Под обязательный финмониторинг попадают операции на сумму свыше 400 тыс. грн (ранее этот порог был до 150 тыс. грн), а также операции с виртуальными активами на сумму 30 тыс. грн. Только при таких платежах банки должны обязательно удостовериться в происхождении средств.
В то же время закон не распространяется на:
- оплату коммуналки, налогов, штрафов, других обязательных платежей (независимо от суммы);
- оплату кредита до 30 тыс. грн;
- оплату товаров и услуг с помощью карты или иного платежного устройства, если номер карты сопровождает перевод (независимо от суммы);
- все наличные переводы в пределах Украины до 5 тыс. грн;
- снятие средств со своего счета.
В случае нарушения требований относительно сопровождения перевода средств информацией о плательщике и получателе к финучреждениям может быть применен штраф.
Мнение рынка
Ранее участники рынка, в частности мобильные операторы, заявляли The Page, что главная проблема этого закона – это недостаток времени для перенастройки бизнес-процессов с учетом идентификации клиентов. Тогда из-за этого Верховную Раду просили отложить закон на шесть месяцев.
Накануне вступления закона в силу The Page собрало мнения экспертов и участников рынка.
Как отметили в пресс-службе Приватбанка, максимальная сумма пополнения банковских карт в терминалах самообслуживания без идентификации клиента с 28 апреля снизится с 15 тыс. грн в день до 5 тыс. грн. Но это не коснется кредитных карт.
А вот денежные переводы с карты на карту и погашение кредитов банк не ограничивает, поскольку его клиенты предоставили свои данные в банк во время их оформления. Это значит, что тем, кто уже проходил идентификацию в банке, дополнительная будет не нужна. Пользователи смогут авторизоваться с помощью карты или по номеру телефона в дистанционных каналах. Либо же пройти верификацию по карте или по телефону у сотрудника отделения.
При этом банк ограничивает отправку денежных переводов и внесение средств на депозит в сумме 5 тыс. грн для неидентифицированных клиентов. Терминалы самообслуживания Приватбанка могут идентифицировать только карты его клиентов, поскольку другие банки не открывают свои базы, добавляют в банке.
«Среди преимуществ этого закона бизнес видит только одну — увеличение суммы пороговых операций, которые подлежат финансовому мониторингу. Но этот закон имеет аж пять недостатков. В частности, это:
- обязанность юрлиц ежегодно подтверждать информацию о своих конечных бенефициарных собственниках;
- предоставление права на «замораживание» активов и остановка сомнительных операций. В то же время не определено, что таким правом можно воспользоваться, имея подтвержденные факты, а не догадки.
Кроме того, закон создает целый ряд новых требований к идентификации, верификации и надлежащей проверке клиентов, которые невозможно выполнить в сроки из-за отсутствия принятых нормативно-правовых актов и карантина. Вместе с тем за непредоставление документов для руководителей компаний предусмотрены штрафы от 204 тыс. грн до 135 млн грн.
Отмечу, что 73% предпринимателей ассоциации указали на необходимость снятия требований по идентификации клиентов при наличии счета в любом банке. Также СУП призвала парламент отсрочить введение в действие закона до 1 октября 2020 года».
«НБУ должен был привести свои нормативные акты в соответствие в течение трех месяцев с дня вступления в силу – до 28 июля этого года. Но регулятор «ускорился» и планирует выдать изменения до 28 апреля, то есть завтра. Не скажу, что всем участникам процесса абсолютно понятно, что нужно делать и как. Разъяснения поступают почти каждый день. Голова идет кругом.
Понятным остается то, что подход к истребованию документов, подтверждающих источник происхождения средств, не изменился. Также есть ряд новых требований к получению информации при совершении операций. Так, при осуществлении переводов с карты на карту от 5 до 30 тыс. грн отправитель в момент инициирования платежа должен будет указать ФИО получателя, а при таком же переводе свыше 30 тыс. грн дополнительно указать номер счета получателя. Как это реализовать в сжатые сроки — большая загадка.
В преамбуле постановления НБУ есть пункт о периоде внедрения банками изменений до января 2021 года. На вопрос, значит ли это, что до этого времени можно не спешить внедрять, ответ такой: «Закон вступает в силу 28 апреля, и его нужно выполнять. НБУ не может разрешить нарушать закон. Но так как в Постановлении и письмах-разъяснениях стоит срок имплементации январь следующего года, то при проверках соблюдения закона будут учитывать переходный период».
«При попытке обойти этот закон регулятор или правоохранительные органы это зафиксируют. Это означает, что подозрительных клиентов будут проверять придирчиво, то есть под проверку попадают все платежи. Отмывать деньги финансовым преступникам станет еще дороже, что в свою очередь должно снизить уровень теневых переводов.
До принятия нормативов все штрафы не должны налагаться. Но если такое и произойдет, то тогда решение относительно санкций будет зависеть от суда. Кроме этого, этот закон предоставляет статус публичного лица госслужащему пожизненно. Ранее такая норма действовала только три года с момента увольнения с должности.
Как сообщил НБУ, электронные платежи не касаются операторов мобильной связи. Однако этот закон не может не регулировать именно платежи. Стоит отметить, что при открытии нового е-кошелька требуется идентификация, а уже открытые кошельки должны предоставлять информацию об отправителе и получателе.
Итог таков: мы не можем работать в цивилизованной финансовой плоскости без закона о финмониторинге, поскольку по этим нормам работает европейский рынок».