Французская автомобилестроительная корпорация Renault из-за войны в Украине, которую начала Россия, решилась заморозить деятельность в РФ. Однако получилось это у нее не с первого раза. рассказывает о поведении Renault во время Второй мировой войны, о том, почему компании сейчас так сложно уйти с рынка страны-агрессора и причем тут президент Франции Эммануэль Макрон.
Луи Рено был талантливым конструктором и способным гонщиком. Но оказался никудышным провидцем, а без этого великими промышленниками не становятся. Фашистская Германия захватила Францию за шесть недель и тут же начала переводить ее автозаводы на выпуск продукции для вермахта. Саботаж был колоссальный, но только не на заводах мсье Рено, который пошел на сотрудничество с оккупантами. Менеджмент Daimler-Benz, отвечавший за работу Renault, даже регулярно ставил его в пример. Разумеется, после освобождения Франции Рено отправили за решетку за пособничество фашизму, а остатки его заводов (после бомбежек уцелело 10% производства) показательно национализировали. 67-летний старик скончался в отдельной камере в лазарете. Он не реабилитирован до сих пор, а его имя стало во Франции синонимом коллаборационизма. Казалось бы, навсегда. Но тут на небосклоне пятой республики появился новый претендент.
24 февраля Россия напала на Украину. Уже к концу самого короткого месяца года большинство автомобильных производителей объявили о сворачивании своей деятельности в стране-агрессоре. Уходили все — и мировые лидеры (VW, Toyota, Stellantis, GM), и производители премиума (Daimler-Benz, BMW, Jaguar-Land Rover), у которых традиционно прочные позиции в РФ. Задержался лишь Renault Group (Renault, Lada, Dacia, Alpine и Renault Samsung Motors), являющийся частью альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, на данный момент четвертого по величине автопроизводителя в мире.

Почему Renault так тяжело уходить с рынка России и причем здесь Эммануэль Макрон. Фото: autonews
Только в последний день февраля французы сообщили о «приостановке конвейера из-за прерванных логистических цепочек, связанных с обострением политической обстановки и санкциями». Но 21 марта российские СМИ с радостью сообщили, что французы возобновили производство на своем московском заводе. И действительно, с конвейера начали сходить все три ранее выпускавшиеся Renault — паркетники Arkana, Duster и Kaptur. Не восстановилась лишь сборка Nissan Terrano — японцы оказались принципиальнее и последовательнее.
Впрочем, на самом деле ни о каком возобновлении производства речь не шла. Как рачительный хозяин, Renault решил минимизировать убытки и, поскребя по сусекам, собрать автомобили из остатков комплектующих. И получил такую волну хейта, что совет директоров собрался ночью 23 марта на внеочередное заседание и решил остановить запущенный было конвейер.
Одновременно французы выпустили релиз с неутешительными прогнозами по снижению выручки, которые на самом деле (в масштабах компании) находятся на уровне статистической погрешности. И не забыли подчеркнуть, что «реализовали все необходимые меры в соответствии с международными санкциями».
Дальше по тексту:
- по части своих акций в АвтоВАЗ Группа Renault оценивает дальнейшие шаги, учитывая ответственность перед 45 тысячами работников в России;
- с учетом принятых решений Группа Renault должна пересмотреть финансовые перспективы на 2022 год: оперативная маржа Группы около 3% (предварительно ≥4%);
- позитивный операционный свободный денежный поток (предварительно ≥1 млрд евро).
Почему же заморозка деятельности в России далась французам не с первого раза? Just business. В прошлом году «ромб» продал там 482 тыс. автомобилей под брендами Renault и Lada — больше удалось продать только на домашнем рынке (522 тыс.).
И дело не только в объемном рынке сбыта, но и в собственных производственных мощностях (бывший завод АЗЛК, когда-то выпускавший «Москвичи»), и в доле в АвтоВАЗе. Это флагман российского автопрома, который постоянно дотируется государством. Продать контрольный пакет (68% акций) просто некому. Второй по величине совладелец, госконцерн «Ростех» (23%), находится под санкциями, а других заинтересованных в сделке нет. Даже китайские компании, у которых карт-бланш на работу в России, не хотят связываться с тольяттинским активом.
Но и перспектива потери активов не является причиной попытки Renault остаться в России. Дело в «политической повестке», которую демонстрирует президент Франции Эммануэль Макрон и другие бренды пятой республики.
По информации The Telegraph, мсье Эммануэль Макрон за 5 недель наговорил с Путиным более 20 часов — больше, чем остальные главы держав вместе взятые. В результате 35 из 40 компаний из индекса CAC (крупнейшие компании Франции) продолжают работать в России, прикрываясь социальными лозунгами. Так, Danone пресс-релизит об «ответственности перед людьми, которых мы кормим», а Credit Agricole — о заботе о собственных сотрудниках и их семьях. Забывая о том, что среди тех и других есть те, кто сейчас в рядах российской армии убивает людей в Украине.
Владелец сетей Auchan, Decathlon и Leroy Merlin Жерар Мулье и вовсе заявил, что видит в войне возможность расшириться и занять место тех, кто ушел. И сеть магазинов стройматериалов Leroy Merlin разослала поставщикам планы своего расширения в России.
Так что не нужно быть наивными — пока Renault остается государственным концерном, из РФ он не уйдет. Да, сборка приостановлена, но представительство функционирует, дилеры работают по прежнему графику.
The Telegraph задает риторический вопрос: о Макроне будут вспоминать как о политике-миротворце или как «полезном идиоте» вроде Невилла Чемберлена. Напомню, что был в истории Великобритании такой премьер-министр, до последнего веривший увещеваниям Гитлера. Будучи сторонником политики умиротворения агрессора, он неоднократно ветировал модернизацию вооруженных сил, вследствие чего Великобритания вступила во Вторую мировую войну крайне неподготовленной.
А еще мсье Макрону стоило бы вспомнить историю смерти Луи Рено. Человека, которого французы большую часть жизни называли совестью нацию. И который испортил себе некролог буквально одним решением.
Тем более что над Renault дамокловым мечом висят гарантийные обязательства примерно перед 1,5 млн клиентов, которые уже не просто ропщут, а скандалят и судятся.
Но одно дело заморозить производство и совсем другое — операционную деятельность.
Возникает фундаментальный вопрос с гарантией на авто в РФ. Представительства не закрыты, дилеры работают, закон о защите прав потребителей никто не отменял. Пока дилеры максимально «замораживают» ситуацию при обращениях по гарантийному ремонту. Люди слышат примерно следующее: «Ой, нет запчастей, надо подождать, менеджер по гарантии отошел, когда придет, не знаем, можете подождать вон там, снаружи». Там, где юристы поумнее, дилеры ремонт все же осуществляют. Их сильно мотивируют досудебные претензии, с которыми начинают приходить потребители.
Скоро начнутся и судебные процессы, в которых не получившие гарантийного ремонта владельцы новых авто будут защищать свои права. Ответчики – представительства, дилеры имеют юрлица в РФ, имеют имущество, которым могут отвечать. Возможно, Renault не захочет сталкиваться с российской судебной системой и сохранит операционную деятельность.