Международная автомобильная федерация выгнала страны-агрессоры — Россию и Беларусь — из мирового авто- и мотоспорта. В попытках избежать санкций российские гонщики убирают национальную символику даже из личных аккаунтов в соцсетях.
На экстренном заседании Всемирного совета, вызванном нападением на Украину, ФИА юридически зафиксировала уже принятые санкции плюс добавила пакет новых. Как и в других видах спорта, оба государства лишились права проведения международных соревнований, их спортсмены — защищать честь своих стран за рубежом, а функционеры потеряли членство в профильных комитетах и комиссиях. Даже российские СМИ признают, что эти санкции «по сути бессрочны».
Полный список санкций:
– запрещено проведение международных соревнований на территории России и Беларуси;
– запрещено использование флагов, гимнов, цветов и символики на экипировке и автомобилях/мотоциклах;
– запрещено участие национальных сборных;
– отстранены от работы члены Комиссий ФИА;
– заморожены как действующие, так и новые гранты ФИА.
Единственный шанс для гонщиков из этих стран попасть на международные соревнования – выступать в них под белым флагом. Речь идёт про нейтральный статус и флаг ФИА, аналогичный олимпийскому. Более того, спортсменов допустят на старт лишь в случае «приверженности принципам мира и политической нейтральности». Это означает безоговорочную поддержку позиции ФИА, которая «заключается в солидарности с гражданами Украины и позицией Украинской автомобильной федерации». Напомним, что именно с её подачи было созвано экстренное заседание Всемирного совета и «забанены» страны-агрессоры. Тут и отказ от поддержки официальной политики стран-агрессоров, запрет даже на что-то отдалённо напоминающее национальную символику как в экипировке, так и в раскраске гоночных автомобилей, и много чего ещё.
Данный спектр понятий весьма широк и при этом слабо прописан, а потому представляет федерации множество рычагов давления на россиян и белоруссов. То есть любой пост или даже ретвит, которые могут быть истолкованы как поддержка политики агрессии, могут стоить им как минимум годичной дисквалификации. Потому спортсмены бросились оправдываться, выражать «глубокую обеспокоенность» и твердить как мантру что «спорт вне политики».
Так, единственный русский в Ф-1 – штатный аутсайдер Никита Мазепин – поспешил убрать триколор со всех своих аккаунтов. Одновременно его команда Haas, титульным спонсором которой является концерн его отца UralKali, менее чем за час ободрала с болидов и трейлеров все наклейки. Даже классическую ливрею в виде триколора. «Судя по формулировке резолюции ФИА, болид во флаг России больше не оденут — уверен...» . Одновременно она убрала любое упоминание со всех платформ — от фирменного сайта до страниц в соцсетях.

Санкции ФИА касательно спортсменов стран-агрессоров. Скан: FIA
Более того, другие спонсоры команды — в первую очередь персональный спонсор Мика Шумахера, напарника Мазепина-мл., требуют от Haas разрыва сделки с «Уралкалием». Нет сомнений, что команда выберет менее токсичный вариант, тем более что сын великого Михаэля Шумахера для неё куда ценнее, чем русский Буратино, над беспомощностью которого смеются даже соперники. Даже если Мазепин-старший согласится финансировать команду как меценат, то есть просто в обмен на предоставление места своему сыну, команда заменит его после первого же провала.
Что уж говорить про менее обеспеченных гонщиков из Р и РБ — они массово теряют и спонсоров, и контракты, не говоря уже про предварительные договорённости. Поддерживать спортсменов из стран-агрессоров становится не просто моветоном, но и токсичным кейсом. Так, Ирина Сидоркова уже потеряла место в женской Формуле-1 — W Series, хоть и не готова в этом признаться.
Но даже соблюдение всех предосторожностей не гарантирует им ничего. Например, две главные автогоночные страны Европы – Великобритания и Германия – запретила спортсменам из России и Беларуси выступать в соревнованиях на территории своих стран. И это касается всех дисциплин автоспорта — от Формулы-1 до ралли. Только что стало известно, что к ним присоединились даже обычно нейтральные Финляндия и Швеция.
Разумеется, Россия потеряла свой этап в чемпионате мира Формулы-1. Причём, надолго. Разорван не только контракт с трассой в Сочи, которая должна была принимать Ф-1 в этом году, но и с питерской «Игорой Драйв», предварительно подписанный на сезоны 2023-2025 гг.

«Наши пилоты не хотят выступать в стране, которая развязала войну в Украине. Положительной стороной для меня является сплочённость внутри Европы. Я полностью разделяю все санкции и поддерживаю их лично. Было бы контрпродуктивно помогать России выстраивать позитивный имидж с помощью Гран-при».
Какие гонки потеряла Россия:
– Этап чемпионат мира Формулы-1 в Сочи;
– этап Кубка мира по туринговым гонкам WTCR в Сочи;
– интерконтинентальный Кубок по дрифту в Сочи;
– этап Кубка мира по кросс-кантри «Шёлковый Путь»;
– этап чемпионат мира по спидвею;
– этап чемпионат мира по мотокроссу.
Требования к спортсменам РФ и РБ:
– Выступать в соревнованиях в индивидуальном порядке, не представляя Россию или Беларусь;
– публично и в соцсетях не демонстрировать национальную символику России и Беларуси, цвета или флаги;
– Отказаться от демонстрации изображений национальных флагов (текущих или исторических), связанных с флагами изображений, национальных эмблем и символики. Запрет касается униформы, одежды, аксессуаров, или других личных вещей. А также любых деталей гоночных болидов. Также запрет касается использования слов «русский», «Россия», «белорус», «Беларусь», «Российская автомобильная федерация», «Автомобильная федерация Беларуси», а также акронимов RUS, RAF, BAF, FBA и BLR в любом виде. Под запрет попали и эмблемы автомобильных федераций обеих стран — РАФ и АФБ.
– признать отказ от воспроизведения национальных гимнов России и Беларуси на проводимых соревнованиях. Также спортсменам запрещается самостоятельно петь национальные гимны в любой форме в рамках соревнований и связанных с ними мероприятиях.
– запрещается делать заявления, давать комментарии и предпринимать действия, которые могут быть расценены как нанесение ущерба ФИА или проводимым соревнованиям. В частности, запрещается напрямую или косвенно в любой форме выражать поддержку действиям России и Беларуси в отношении Украины.
– признать право ФИА на введение дополнительных мер в случае участия спортсмена в событиях, связанных с происходящим в Украине. В том числе право ФИА отказать спортсмену в участии в соревнованиях.
То есть в любой момент ФИА может окончательно забанить российских и белорусских гонщиков. Без объяснения причин.

Один из вариантов раскраски болида Haas на сезон-2023. Рендер: Haas fans
Вложения
Циркуляр ФИА о санкциях для стран-агрессоров