Фото: PIRO4D/Pixabay
Национальный совет реформ Украины планирует запустить новую систему растаможки импортных автомобилей, благодаря которой стоимость их легализации снизится на 30% в течение пяти лет. Новая услуга будет доступна на портале госсервисов «Дія», сообщает сайт Офиса президента.
В сообщении уточнялось, что через украинскую таможню ежегодно проходит почти 500 тыс. машин, и в результате манипуляций с их стоимостью в карманах взяточников оседает примерно $150 млн.
При этом потери бюджета, по подсчетам чиновников, достигают $300-400 млн.
«Предлагается предусмотреть автоматизированную прозрачную формулу, которая поможет рассчитывать стоимость автомобиля по унифицированным критериям», — предложили в ОП.
Предусмотрен переходный период: базовая ставка будет ежегодно постепенно снижаться с 2022 до 2027 года.
В 2022 году больше всего подорожает растаможка новых авто: все категории новых легковых транспортных средств согласно УКТ ВЭД, кроме двух — бензиновые объемом 2,2-3,0 л и дизельные объемом более 2,5 л.
К 2027 году ситуация изменится: подешевеют все категории, кроме двух бензиновых объемом до 1 л и дизельных до 1,5 л. Относительно подержанных авто, то в 2022 году существенно (на 30-40%) подорожает растаможка бензиновых авто с объемом двигателя свыше 2,2 л, а также на 4% станет дороже таможенное оформление дизельных авто объемом двигателя 1,5 л.
К 2027 году общая стоимость растаможки снизится по всем категориям легковых транспортных средств, однако растаможка этих двух категорий будет дороже существующей сегодня.
В целом в случае принятия нового механизма в 2022 году сравнительно с 2020 годом средняя стоимость растаможки вырастет, а в 2027 году снизится, но совсем не на обещанные 30%, пояснил The Page управляющий партнер ЮК WINNER Игорь Ясько.
«При этом произойдет перераспределение налогов с дорогих и элитных подержанных авто на новые и подержанные авто среднего класса. Случится это из-за нового подхода к начислению НДС: не от таможенной стоимости, а по «табличному» значению, определенному по формуле. Также есть нюанс, что система будет действовать только для легковых авто, никаких изменений в импорте грузовых автомобилей, автобусов и спецтехники не предусмотрено. Неизвестно, предусмотрены ли какие-то улучшения для импорта авто не физлицами, а бизнесом».
Игорь Ясько
управляющий партнер ЮК WINNER
Основной плюс предложенной инициативы – это исключение человеческого фактора и интереса исполнителей по завышению или занижению базы для таможенных платежей, уверен операционный директор компании по подбору авто CarFinder Максим Иванцов.
Главное, по его словам, чтобы это была упрощенная процедура, минимум человеческого фактора с максимумом эффективности по срокам и с пользой для бюджета. Не важно, будет это оформляться в «Дія» или на какой-то другой платформе.
«Сейчас все проблемы на таможне происходят из-за человеческого фактора. И это связано не только с автомобилями, но и с другими категориями товаров. Насколько актуальны индикативные цены при растаможке, насколько исключены личные интересы сотрудников при принятии того или иного решения по согласованию базы цены, от которой идут начисления по растаможке и т.д».
Максим Иванцов
операционный директор компании по подбору авто CarFinder
Возможность цифровой легализации облегчит процесс растаможки, считает управляющий партнер АО «Чудовский и партнеры» Игорь Чудовский.
«То, как преподносят данную инициативу, выглядит неплохо, учитывая, что портал «Дія» показал себя как достаточно успешный проект. Доступ к тем услугам, которые были «диджитализированные», стал проще и удобнее, из них был исключен фактор коррупции, сократилось время, необходимое на предоставление услуги. Если все будет организовано действительно правильно и, подчеркиваю, целиком в цифровом формате (без необходимости донести какую-то «бумажку» лично в госорган), то это все же должно облегчить процесс растаможивания транспортных средств. Главное, чтобы это было максимально подкреплено соответствующим законодательством, дабы исключить возможность появления различных правовых проблем с законностью такой «цифровой растаможки» в последующем».
Игорь Чудовский
управляющий партнер АО «Чудовский и партнеры»
В то же время инициатива цифровой растаможки вызывает много вопросов с юридической точки зрения.
По словам Ясько, решение противоречит международным соглашениям – статье 85 Директивы Совета 2006/112/ЕС от 28 ноября 2006 года об общей системе налога на добавленную стоимость: при ввозе каких-либо товаров из-за рубежа базой для налогообложения должна быть таможенная стоимость.
При первой государственной регистрации транспортного средства в сервисных центрах МВД, необходимо заплатить сбор в Пенсионный фонд — 3-5% от таможенной стоимости автомобиля. Касательно этого платежа никаких предложений не было.
А Игорь Чудовский обращает внимание на вопросы надежности программного обеспечения портала «Дія» и безопасность личных данных граждан-пользователей данного портала.
«В нашей стране не являются редкостью случаи, когда интернет-сайты государственных органов не справляются с наплывом пользователей, а также случаи, когда личные данные граждан «утекают» в сеть», — резюмирует он.
Напомним, что в 2020 году украинские номера получили более 350 тыс. ввезенных иномарок с пробегом и порядка 85 тыс. новых машин.