Святослав Конаховский рассказал о том, как стать востребованным автодизайнером, как попасть в самую перспективную электромобильную компанию мира, когда стилистов заменят роботы, и какими будут автомобили через 10 лет.
– Ты помнишь, с чего все началось? С рисунков на обоях?
– Да-да, все началось, как и у большинства детей, с рисования на стенах и в книжках.
– Ты с самого начала знал, что, когда вырастешь, будешь рисовать автомобили или же был творческий поиск?
– Рисовать автомобили я начал с самого детства, но тогда еще не понимал, что этим буду заниматься и в будущем. Фотографии пары самодельных авто, созданных моим отцом, сыграли не последнюю роль в любви к автомобилям. Потом была пауза и желание стать художником, но в конце концов тяга к дизайну победила. А вот о том, что существует такая профессия как автодизайнер, я узнал не раньше первого курса института.
– Помнишь тот момент, когда тебя впервые похвалил эксперт, а не просто друзья и родители?
– После поступления в институт я почти сразу начал общаться с Максом Шкиндером (дизайнер McLaren. – Прим. авт.), он тогда уже учился в Италии. Мне кажется, что первая ценная похвала была именно от него.
– Какой критерий признания для тебя важен? Что должно произойти, чтобы ты сказал себе – да, получился стилистический шедевр?

Вот-вот состоится официальная премьера первенца Rimac — гиперкара Nevera. Фото: Rimac
– Важный критерий признания для меня — это наличие профессионализма, когда знания и умение не поддаются сомнениям.
– Думаю, большинство дизайнеров всегда находят недостатки в своих работах или вещи, которые они хотели бы сделать по другому. Поэтому тяжело быть полностью удовлетворенным результатом проделанной работы. Всегда есть к чему придраться.
– Большинство нынешних музыкантов не знают нотной грамоты и не играют ни на одном инструменте – все партии создаются компьютерными программами. Когда подобное произойдет в автомобильном дизайне?
– Такое уже происходит, но пока на экспериментальном уровне. Полностью исключить дизайнера из процесса создания автомобиля – означает лишиться творчества. А этот аспект всегда ценился очень сильно.
– Нужно ли учиться в художественной школе, тратя годы на рисование кувшинов и кувшинок?
– В зарубежных школах на курсах по автодизайну сразу учат рисовать автомобили, хотя и преподают перспективу с формообразованием.
– Нужны ли столь узкоспециализированному стилисту академический рисунок и живопись? Может проще учиться рисовать сразу на планшете?
– У нас же нет учебных заведений данного профиля, поэтому студенты учатся академическому рисунку и живописи наравне с предметами по дизайну. Что, в свою очередь, сильно влияет на стилистику скетчей и понимание формы. Я вообще считаю, что автодизайнеры из стран постсоветского пространства выгодно выделяются на фоне своих зарубежных коллег именно благодаря такому подходу.

Семейный кроссовер Kia Sorento. Рендер: Святослав Конаховский
Планшет, фотошоп, 3D-программы – это все инструменты, основа всегда находится в умении рисовать от руки. Так же вырабатывается и процесс мышления. Без этой основы дальнейший рост просто невозможен.
– Дизайнеры часто работают под фоновую музыку. Ты рисуешь в тишине? Влияет ли музыка на стилистику?
– Я постоянно слушаю аудиокниги. Поскольку времени для чтения остается не так уж и много. Но музыка в наушниках играет тоже часто. Она влияет скорее на эмоциональное состояние: может взбодрить и мотивировать, либо отстранить от мира вокруг.
– Подростки перестали вешать над кроватями постеры с суперкарами. Как вновь заставить их мечтать о автомобилях?
– Я думаю, что молодежь по-прежнему мечтает об автомобилях, просто изменилась форма восхищения. Все перешло в цифру и гаджеты, компьютерные игры и симуляторы. Тем ценнее для нас наблюдать автомобили в живую. Людей всех возрастов вокруг классического Porsche или Ferrari всегда полно — восхищение данными предметами дизайна не пройдет никогда.

Среднемоторный суперкар Porsche. Рендер: Святослав Конаховский
– Ты хотел бы, чтобы твои дети пошли по стопам отца?
– Я бы на этом не настаивал, у них будет собственная жизнь и выбор. Кто знает, сколько новых профессий появится к тому времени…
– Чем ты занимаешься, когда приезжаешь в Украину? Думал ли над своим преподавательским курсом?
– Я максимально отвлекаюсь от работы во время отпуска и стараюсь о ней не думать и даже не обсуждать. А так все стандартно: встречи с друзьями, с мамой. Поездки по Западной Украине – это уже традиция. Иногда записываю рэп на студии – такое себе хобби еще со школьных лет. Думаю, со временем вернуться к этой теме более основательно.
У меня уже есть небольшой опыт преподавания. С 5-го по 6-й курс я преподавал курсы по основам композиции в школе от нашего института. А этой весной провел трехдневный воркшоп по автодизайну для студентов института из Братиславы. Поэтому такой вариант вполне возможен, но точно не как основной вид деятельности.
– Какими критериями (качество, доступность, дизайн, функциональность) среднестатистический покупатель будет пользоваться при выборе своего автомобиля через 10 лет?
– Сейчас потенциальный покупатель все более избирателен и требователен. И в будущем эта тенденция только усилится. Поэтому внимание к комфорту и безопасности всегда будет на первом месте. Внешний вид автомобиля – это его лицо. И то, что привлекает в первую очередь, тоже никуда не исчезнет. Будущее серийных автомобилей — возможность транспортного средства быть продолжением дома или офиса, которая проявляется в технологиях и новом уровне потребительского опыта.
– Случайно ли, что твои работы – будь то мотоциклы или автомобили – выглядят если не драматично, то весьма агрессивно?
– У каждого дизайнера есть свой стиль и почерк, который вырабатывается в процессе становления. Хотя много проектов, которые я делаю на работе, прямо противоположны моей стилистике форм. Все зависит от требований к заданию.

Украинский дизайнер гиперкаров Святослав Конаховский. Фото: Rimac
– Дизайнеры находятся в постоянном броуновском движении, мигрируют из компании в компанию, словно боятся остановиться. Предположим, что сейчас тебе позвонили из Rolls-Royce (или Honghqi) с куда более заманчивым предложением – принял бы его?
– Пока я доволен тем, что могу присутствовать в компании Rimac в данный период ее истории. Это хороший опыт и вызов, выход из зоны комфорта.
– На сегодняшний день в нашей стране не осталось не только профильных дизайнеров, но и вообще автопрома. У кого учиться, если преподаватели никогда не рисовали автомобили?
– Мне повезло, так как в институте у меня был преподаватель, который помог мне познать азы дизайна транспортных средств. В. П. Кашуба, доцент кафедры промышленного дизайна – пример наставника с большой буквы. Он умеет понять стремление и интересы студента, и поддержать их развитие.
– Условный Нуччио Бертоне сейчас заканчивает школу в условной Полтаве. Опиши оптимальный, с твоей точки зрения, алгоритм его действий, который поможет сэкономить время и силы. Как пройти к профессии наиболее коротким путем?
– Чтобы сэкономить время, нужно как можно раньше ехать учиться за границу. Там преподаватели — практики, живая конкуренция, культура автодизайна, контакты и прямой выход на стажировку и работу в автомобильных компаниях. Стоит все это дорого, но если денег нет, то нужно принимать участие в конкурсах на 100 или 50-процентные стипендии на обучение. И в этом случае все зависит от того, насколько ты крут.
– Rimac собирается мультиплицировать свои продажи. Но с технологиями у него пока куда лучше, чем с дизайном – нет ни имени, ни айдентики. Похоже, тебе придется не просто рисовать (или перерисовывать) гиперкары, но и выстраивать ДНК марки – сначала узнаваемость, потом преемственность и т. д.
– Все это обусловлено возможностями производства и концепцией бренда. Rimac – компания, которая продает не просто стайлинг, но и технологию. Но, конечно, внешний вид бренда нужно совершенствовать и в компании это понимают. Для меня как дизайнера всегда приятно и интересно привносить как можно больше новых и свежих решений. Но всегда есть менеджмент, который имеет собственное видение будущей стилистики бренда.

Одна из работ дизайнера — KTM 1290 R Super Duke R Prototype. Фото: KTM
– Чтобы ты изменил в первую очередь и что тебя приятно удивило в портфолио бренда?
– Меня больше всего впечатлило то, что все технологические инновации создаются внутри компании, а не приобретаются со стороны.
– Насколько в премиальном классе важна этническая айдентика? Должен ли Rimac выглядеть по-славянски?
– Для потенциальных потребителей технологии, возможности и внешний вид автомобиля особо важны, при этом история, которая стоит за линиями, – это составляющая, что дает жизнь внешнему и внутреннему образу авто. Все зависит от того, как славянская айдентика будет интерпретирована в дизайне. Но в любом случае компания делает свою продукцию для людей, соответственно и анализ их запросов является приоритетной частью процесса проектирования автомобиля.
– Какой ты видишь линейку Rimac через 10 лет? Есть ли там место кроссоверам или представительским седанам?
– Слоган компании: построить лучший электрический гиперкар в мире. Hе считаю, что Rimac будет строить внедорожники или седаны, это противоречит его концепции.
– Электрокары действительно должны разительно отличаться от автомобилей с ДВС?
– Внешний вид электрических авто обусловлен техническими требованиями, с одной стороны, и эстетическими – с другой. Я не вижу большой разницы между EV и ICE спорткарами. Только ту, которая указывает на особенности конструкции и технологическую основу автомобиля.
– Каким тебе видится собственное будущее в Rimac?
– Я только начал, привыкаю, присматриваюсь. И верю, что смогу сделать свой вклад в развитие компании.
– Круче 4-моторных гиперкаров ничего нет и в ближайшие лет пять вряд ли появится. Есть ощущение, что мечта сбылась и выше уже не прыгнуть?
– Нет конечно, для меня это новый этап, новый вызов. Шанс проверить свои возможности и умения, научиться многому новому. Всегда появляются новые задачи и цели. И у меня уже они есть.

Пока что технологии Rimac Nevera впечатляют больше, чем внешность. Фото: Rimac