Tesla зарабатывает на торговле «сертификатами CO2» больше, чем на электромобилях
Сегодня самые популярные темы для дипломных работ как на экономических, так и на маркетинговых факультетах – криптовалютные пирамиды и …капитализация Tesla. Дело в том, что ежегодно в мире продаются более 70 миллионов новых автомобилей, треть из которых штампуют Toyota и VW, на протяжении всего жизненного цикла «теслы» спорящие за титул «крупнейшего мирового производителя». В то же время компания Илона Маска лишь однажды, в урожайный год, собрала почти 500 тыс. электричек.
Но вне зависимости от тиража и года выпуска все они — с системными проблемами по части софта, управляемости, качества и безопасности. В рейтингах надежности и удовлетворенности покупкой J.D. Power и Consumer Reports калифорнийские электрокары стабильно занимают последние позиции. Более того, компании все чаще достается за безответственное отношение к покупателям. Так, Стив Возняк, один из соучредителей Apple, раскритиковал Маска за намеренный beta-статус программных продуктов, снимающий ответственность с разработчика. То есть Tesla не заморачивается тестированием своего ПО и фиксит его по остаточному принципу — на основе поступающих жалоб и рекламаций.
Вот только сама Tesla – предприятие отнюдь не прибыльное. Фактически это лишь вывеска для продажи квот. Stern в своем расследовании называет детище Маска не иначе как «Секретная денежная машина, получающая прибыль не от продажи автомобилей».
За первые 10 лет работы (2008 — 2017 гг.) Tesla ни разу не вышла «в ноль» и лишь генерировала убытки — в юбилейный год они составили $2,24 миллиарда. Многолетнее пребывание в рейтинге Саа1 для любой автомобильной компании стало бы приговором. Но не для детища Маска, регулярно рапортовавшего о постоянном росте акций компании. Так, в том же 2017-м рыночная капитализация компании составила $64,2 миллиарда, сделав беспросветно убыточную Tesla самым дорогим американским производителем.

Фото: Илон Маск
Tesla прикрывается электромобилями для торговли «сертификатами CO2»
In Musk We Trust
То, что случилось дальше, мы сможем понять только лет через двадцать, ведь объяснить можно все, но не всем и не сейчас. Сначала появилась робкая квартальная прибыль, а в коронавирусном 2020-м, когда рухнули продажи абсолютно у всех, Tesla заплодоносила. На фоне первой в своей истории операционной прибыли ($721 млн) по итогам всего финансового года ее акции мгновенно подорожали на 743%, достигнув цены $1,4 тыс. за штуку. Капитализация перевалила за $250 млрд, что сделало Tesla самой дорогой автомобильной позицией в листинге NASDAQ. Более того, сейчас ее акции стоят примерно столько же, сколько у дюжины идущих следом производителей, на которых приходится более 90% общемирового выпуска автомобилей.
Рыночная стоимость компании увеличилась в семь раз, и Маск, к тому времени изгнанный с поста председателя совета директоров компании (решение Федеральной комиссии по ценным бумагам США), но остающийся владельцем самой большой доли компании, в январе стал самым богатым человеком в мире.
Так откуда же деньги?
Дикий «кассовый разрыв» между убыточными продажами электрокаров и прибыльностью компании объясняется продажей чистого воздуха. Это так называемые «сертификаты CO2» — автомобильный аналог «парниковых квот» Киотского протокола. Таким образом ЕС и США стимулируют производителей выпускать «автомобили с нулевым выхлопом». А поскольку Tesla является единственной компанией, выпускающей исключительно «электрички», то продает неизрасходованные «инструменты регулирования» автопроизводителям. По данным CNN Business, только за последние пять лет компания Маска заработала на воздухе $3,3 миллиарда.
Fake it till you make it
Что еще раз доказывает гениальность Маска как стратега, сумевшего не только разглядеть перспективную бизнес-модель в контурах формирующегося законопроекта, но и создать вокруг нее необходимый антураж. В то время как автомобильные гранды ломают головы над поиском лучших решений для электромобилей, Tesla строгает их лишь для того, чтобы иметь возможность торговать сертификатами. Но лавочка прикроется в 2025 году, когда действие «сертификатного» закона иссякнет.
«Эти парни теряют деньги, продавая автомобили. Они зарабатывают на продаже сертификатов, которые исчезнут», — объясняет явную переоцененность акций Tesla Гордон Джонсон, аналитик GLJ Research и один из крупнейших инвесторов. – Ведь чем больше автокомпаний перейдут на электромобили, тем меньше штрафных санкций им придется покупать. Так, постоянный клиент «теслы» — General Motors — только что объявил о полном отказе от двигателей внутреннего сгорания к 2035 году».
Топ-менеджмент компании признает, что с трудом слезает с нормативной иглы и только в дальнесрочной перспективе рассчитывает на собственные силы. «В этой сфере нам всегда чрезвычайно сложно делать прогнозы, – словно отвечает на комментарий одного из основных инвесторов Захари Киркхорн, финансовый директор Tesla. – Нормативные сертификаты стали неотъемлемой частью нашего бизнеса, но мы не будем строить свой бизнес на них. Однако возможно, что доход от сертификатов останется высоким еще несколько кварталов».
«Споры об истинной прибыльности Tesla лишены смысла, поскольку обе стороны обсуждают разные вещи, – констатирует Джин Мюнстер, ведущий аналитик и управляющий партнер Loup Ventures. — Они никогда не придут к решению, поскольку сравнивают средства, вырученные от продажи квот, и чистую прибыль компании. В то время как лучшим барометром финансового успеха компании является валовая прибыль без учета продаж сертификатов. Это «опережающий индикатор» показателей Tesla. И нет никаких шансов, что General Motors и VW заработают деньги на своих электромобилях».

Фото: Tesla club
Tesla прикрывается электромобилями для торговли «сертификатами CO2»