Чтобы купить новый автомобиль, вовсе не нужно продавать почку и брать кредит – на рынке хватает предложений на все случаи жизни и толщину кредитки.
Отложенный спрос на новые автомобили, вызванный карантином и закрытием автосалонов, обернулся первым местом Украины в Европе по росту рынка. Наши соотечественники спешат приобрести «колёса», дабы в случае повторного карантина (читай «без метро-автобусов-тролейбусов») не оказаться запертыми в четырех стенах. И покупают они не «хотелки», на которые планомерно откладывали деньги, а «народные» модели и price-лидеры, которые в случае ремиссии карантина гарантировано довезут до «Ашана», на дачу в пригород и к родителям в деревню.
Lada
После того как три года назад прекратилась сборка «зазов», самыми доступными на рынке автоматически стали «лады». Но о возвращении популярности 80-х и 90-х речь не идёт – репутацию тольяттинской продукции уже не спасти. За более-менее современной внешностью скрываются незатейливая конструкция, откровенно дешёвые материалы отделки, условная шумоизоляция и низкое качество.
После событий 2014 года «лады» практически исчезли с рынка, в том числе из-за крайне низкого спроса. Но два года назад «УкрАвто», официальный импортёр, возобновил поставки. Казалось бы, после запрета импорта легковых автомобилей из РФ, вступившего в силу 1 января, они должны и вовсе пропасть. Но «УкрАвто» на мощностях принадлежащего ему ЗАЗ в 2019-м оперативно наладил сборку малолитражек из российских машинокомплектов. Тем не менее они потеряли своё последнее преимущество – низкую цену: собранные у нас экземпляры стоят ощутимо дороже, чем в России. Кто их покупает в Украине – для загадка. Как и объёмы выпуска и номенклатура запорожских «лад».
Менеджмент корпорации «УкрАвто», которая позиционирует Lada как один из брендов Renault Group, талдычит про «аудит мощностей автозавода», «тестирование технологических возможностей» и «контроль качества собранных автомобилей», всячески уклоняясь от ответов на прямые вопросы. Сегодня на ЗАЗе локализована сборка седана Vesta, лифтбека Granta, универсала Largus и кроссовера XRay, которые оснащаются идентичными моторами и КП. Единственный автомобиль, заслуживающий внимания, – полноценный внедорожник Lada 4x4, по старой памяти именуемый «нивой», каким-то образом поступает в наши автосалоны напрямую из России.
Ravon
Узбекские автомобили, несмотря на низкие цены, также не стали бестселлерами отечественного рынка. Украинский автолюбитель, наученный горьким опытом российских, китайских и иранских дешёвок, весьма консервативно отнёсся к очередной восточной экзотике. Но постепенно проникается к ней доверием, поскольку «равоны» (суть корейские Chevrolet) компилируются по беспроигрышному рецепту «много автомобиля за ваши деньги», а собираются на совместном с General Motors предприятии.
3.6-метровая кроха R2 (перелицованный Chevrolet Spark 2009 года) – единственный автомобиль в нашем обзоре с автоматической коробкой передач. В отличие от Daewoo Matiz, на смену которому она пришла, никакой ущербности в плане удобств, ни управляемости. Полноценный автомобильчик для мегаполиса, достаточно вместительный, шустрый и расторопный. И при этом экономный — 35-литрового бака хватит на неделю.
Хетчбек R3 Nexia отлично знаком отечественным автолюбителям, поскольку является таким же клоном Chevrolet Aveo (T250) 2005 года, как и ZAZ Vida, и в особых представлениях не нуждается.
Седан R4 – клон так и «не взлетевшего» глобального бюджетника Chevrolet Cobalt 2013 года. В отличие от R2 и R3 у него весьма унылая, без каких-либо дизайнерских изысков внешность. Ставка делается на людей практичных и рациональных, кому потребительские характеристики важнее эстетики.
Renault
Действительно надёжных автомобилей в нашем рейтинге только два, и оба называются Renault, хотя на самом деле это румынские «дачии», собранные в Валахии. Но конструктивно и Logan, и его укороченный клон Sandero столь просты, что плохо собирать их не получается даже у мастеров своего дела: до прихода французов в 1998 году брак у Dacia был на уровне ВАЗ и ЗАЗ. Один из секретов рекордно низкой цены субкомпактов — высокая доля ручного труда при производстве, которая в странах с дешёвой рабсилой выгодней автоматизации. А вот залог отличного соотношения «цена-качество» – не только в максимальной простоте устаревшей конструкции, но и широчайшей унификации с другими моделями концерна.
Обе модели создавались в расчёте на эксплуатацию в странах третьего мира. Поэтому в нём нет ничего лишнего – только то, что необходимо транспортному средству для передвижения. Особого удовольствия от езды как водитель или пассажир вы не получите. Зато из точки А в точку Б доедете гарантировано и по любым украинским дорогам.