Как сделка Mercedes с токсичным спонсором взорвала Великобританию и объединила правящую коалицию с оппозицией

Чемпион Формулы-1 Mercedes захейтили за сделку со спонсором, обвиняющимся в гибельном пожаре. Фото: Hasan Bratic

Под давлением британской общественности, министров и политиков Великобритании команда Ф-1 Mercedes расторгла контракт на $7 млн с компанией, пытавшейся посредством спонсорства отбелить репутацию

Со стороны кажется, что чемпионат мира Ф-1 – закрытый мирок со своим уставом, где правят не законы стран и кодекс ФИА, а спонсорские контракты. Достаточно вспомнить многолетнее игнорирование запрета ЕС на рекламу табачных и алкогольных изделий, при том что все команды чемпионат базировались именно в Европе и там же проходила большая часть гонок Ф-1. Но декабрьские события показали, что мир изменился настолько, что при нынешнем гражданском контроле невозможно отбелить репутацию даже через Ф-1 с её космическими прейскурантами.

Перед финальной гонкой сезона, гран-при Саудовской Аравии, запланированной на 5 декабря, Mercedes заключил контракт с Kingspan. У нас эта ирландская компания, специализирующаяся на стройматериалах, почти не известна, а вот в Великобритании, где базируется абсолютное большинство команд Ф-1 и менеджмент чемпионата, с недавних пор считается более чем токсичной.

Причина конфликта

Дело в том, что 14 июня 2017 года в Лондоне сгорел 24-этажный жилой комплекс Grenfell Tower. Одно из самых жутких возгораний домов в истории Британии унесло 72 жизни. Поскольку в основном это были выходцы из стран Африки и Ближнего Востока, сообщает sports, с учетом последних тенденций борьбы за равенство ситуация получила колоссальный общественный и социальный резонанс. По версии следствия, на фасад здания нанесли недостаточно огнеупорную облицовку, поставщиком которой был как раз Kingspan. Компанию уведомляли о небезопасности ситуации и пожарных рисках, но она все проигнорировала. Сам производитель отрицает вину как решающую, утверждая, что их материалами было облицовано не более чем 5% здания.

Пожар в Grenfell Tower. Фото: PA Wire

Реакция общественности

Последствия катастрофы настолько всколыхнули Британию, что даже чемпион семи последних лет Льюис Хэмилтон публично вспоминал трагедию в инстаграме. И как только перед финальной гонкой на его болиде появились наклейки Kingspan, британская пресса и общественность тут же захейтили сделку хештегами вроде «Mercedes предал Хэмилтона за спонсорскую наклейку».

Момент объявления о партнерстве явно был подобран неспроста: именно на следующую неделю после Гран-при Саудовской Аравии планировалась вторая фаза публичных судебных слушаний о виновных в пожаре. И Kingspan явно хотел купить чуть-чуть положительного образа восьмикратных чемпионов «Формулы-1» и косвенно повлиять на общественное мнение поддержкой самого титулованного британского пилота в истории.

Но все вышло иначе. Группа пострадавших и их семей The Grenfell United выступила с критикой и осуждением спонсорства Mercedes, обратилась к Кабинету министров и публично потребовала пересмотра сделки. И правительство вместе с фанатами тут же встало на её сторону, хотя, казалось бы, реклама даже через спорт – частный и чисто коммерческий вопрос.

Льюис Хэмилтон напоминает о трагедии с Grenfell Tower. Скан: Instagram

Реакция Кабинета министров

«Глубоко разочарован «Мерседесом» из-за спонсорской сделки с Kingspan – напишу им с просьбой пересмотреть соглашение. – Первым из официальных лиц отреагировал министр жилищно-коммунального хозяйства. –Важно отметить, что планирование контроля наружной рекламы в Англии – сфера моей профессиональной ответственности. В данный момент, широкого говоря, рекламные сообщения, изображенные в замкнутом пространстве, вроде спортивных стадионов, или помещенные на средства передвижения, исключены из-под прямого контроля соответствующих органов управления. Мои коллеги-министры и я вместе будем держать систему под постоянным и пристальным присмотром, чтобы убедиться: реклама соответствует целям и отвечает общественным интересам».

Копия публичного письма-обращения ушла не только в головной офис Mercedes, но и шефу Формулы-1 Стефано Доменикали плюс министру спорта Великобритании Надин Доррис.

Логотипы Kingpsan на болиде Льюиса Хэмилтона. Фото: Getty Images

Удивительно, но неприятие спонсорского контракта поразительным образом объединило правящую коалицию с оппозицией. В Великобритании существует занятная традиция составления «теневого правительства»: вторая по количеству мандатов партия формирует собственный дублирующий кабинет министров, консультирующий основной – для «бесшовной» реорганизации управления страной в случае внезапной победы на новых выборах. И «тень» министра от лейбористов согласилась с критикой Mercedes. «Счастлива видеть резкое неприятие заключения спонсорства с Kingpsan, которая в данный момент под следствием за роль в пожаре, стоившем 72 жизней».

Реакция Льюиса Хэмилтона

«Я вообще не связан со спонсорскими сделками, кроме контракта с Tommy Hilfiger – он единственный, кого я привел в команду, – прокомментировал чемпион появление логотипов Kingpsan на его болиде. – Известия стали новыми и для меня. – Я очень внимательно слежу за последствиями пожара, за пострадавшими семьями. Мы знаем, какой был огромный протест и как семьи поддержали люди из местного сообщества. Это реально со мной никак не связано. Я знаю, Тото (Тото Вольфф – управляющий командой Mercedes) разбирается. К сожалению, мое имя тут тоже замешано, поскольку наклейку поместили на мою машину. Останется ли так все в будущем – увидим».

В итоге менее чем через неделю после подписания Mercedes расторг сделку, получив вместо обещанных $7 млн мощные репутационные потери. А неуклюжая попытка Kingpsan отбелить публичный образ посредством Ф-1 и вовсе превратила его в компанию-изгой.

Читать на The Page