Facebook Pixel

Авторынок Украины: итоги-2020 и прогнозы-2021

The Page расспросило импортеров автомобилей в Украине о трендах вирусного 2020-го года, приобретенных во время пандемии навыках и предстоящих автопремьерах 2021.

Конец 2020-го года – подходящий повод не только оглянуться назад, но и заглянуть вперед. А заодно вспомнить, чему мы научились в попытках адаптироваться под внештатные условия. Ведь кризис — время возможностей. Наш первый вопрос касался продаж авто: оправдался ли прогноз на 2020 год?

Продажи авто 2020 в Украине: прогнозы vs реальность

Напомним, что большинство дилеров оценивали рынок новых легковых автомобилей в 90-100 тыс. единиц плюс 9-10 тыс. единиц коммерческой техники.

Разумеется, в условиях пандемии, закрытия сборочных заводов, шоурумов и сервисных центров МВД (экс-МРЭО) ни у кого из двух десятков опрошенных операторов реальные продажи авто с ожидаемыми не совпали.

По словам гендиректора «Порше Украина» Йозефа Графа, в течение года прогноз несколько раз корректировался и в итоге составил 82 тыс. легковых и 9,2 тыс. коммерческих автомобилей.

«Несомненно, события 2020 года внесли свои коррективы в привычный ритм жизни. – оглядывается назад Андрей Чабанов, маркетинг-директор Группы PSA Ukraine (марки Peugeot, Citroen, Opel, DS). – Несмотря на это, рынок показал завидную стабильность даже в сравнении с 2019 годом, и мы не разочарованы результатами. Да, они немного не дотягивают до первоначальных планов, но, учитывая непростые обстоятельства, этот факт внушает доверие и вселяет надежду на позитивный прогноз».

«Разумеется, коронавирус и карантинные ограничения полностью изменили намеченную картину, – вторит ему Владимир Иванов, отвечающий за PR Nissan и Infiniti. – Производство новых моделей откладывалось, сместив презентации, из-за чего запуск новых моделей в этом году стал одним из главных факторов замедления роста рынка».

Касательно отдельных классов автомобилей ситуация сложилась поистине противоречивая. С одной стороны, на рост популярности кроссоверов не смог повлиять даже COVID-19 – по итогам года они заняли чуть больше 70% рынка. С другой, продажи масс-маркета просели куда значительней, чем остальные классы, а самым стойким оказался представительский класс.

Quote«С наступлением кризисов премиум сегмент куда стабильней сектора массовых автомобилей».

По мнению главы «Порше Украина», это абсолютно типично для Украины: с наступлением кризисов в количественном выражении премиум куда стабильней сектора массовых автомобилей. Тем более что на последний давил не только коронакризис, но и очередное нашествие «евроблях», вызванное слухами о возможном ужесточении ставок их таможенной очистки. В итоге «бюджетники» не досчитались от 10 до 30% продаж, причем это касается и «дискаунтеров» (импортеры китайской, российской и узбекской) техники, и традиционных лидеров нашего масс-маркета Renault, Toyota и Kia.

«Прогноз рынка новых автомобилей в Украине почти совпал с нашими ожиданиями – большую конкуренцию нашей продукции составил рынок б/у авто, – подводит итоги года Анна Сибекина, PR-менеджер Renault Ukraine. – Мы прикладываем большие усилия, чтобы наилучшим образом позиционировать свою продукцию, и чтобы наш бренд ассоциировался с наилучшим соотношением цена/качество/функциональность».

Фото: Сергей Суховский

Фото: Сергей Суховский

Renault уже пять лет лидирует в Украине по продажам новых автомобилей. В прошлом году он занял 17,16% рынка легковых и коммерческих автомобилей плюс 27,64% рынка корпоративных продаж. Сразу три модели «ромба» попали в top-5 наиболее популярных авто у отечественных автолюбителей: Duster (5619 шт.), Logan (3967 шт.) и Sandero (3255 шт.).

По словам Александра Сошко, PR-менеджера «Фалькон-Авто» (импортер Kia), в 2020 году они так же не выполнили свой первоначальный план: собирались продать 8,1 тыс. автомобилей и занять более 9,5% доли рынка.

Стабильно, пусть и не столь лавинообразно, как раньше, растет сегмент электромобилей. И снова-таки очень по-украински. Если у соседей первые строчки занимают бюджетные «электрички» вроде Renault Zoe, то на отечественном рынке традиционно лидируют топовые модели премиальных брендов. В этом году лидером стал Audi e-tron, раскуплены все Jaguar i-Pace, Porsche Panamera и Mercedes-Benz EQC. То есть у нас основная целевая аудитория новых электромобилей – не умно-жадные скряги, покупающие «электрику» ради экономии на топливе и сервисе, а обеспеченные гаджетоманы, экоактивисты и поклонники новейших технологий.

Диджитализация авторынка в условиях пандемии

Наш следующий вопрос касался новых скиллов, будь то каналы коммуникаций, алгоритмы продаж и обслуживания и т. д. Например, бренды, раньше никогда не проводившие online-презентаций, в этом году успели представить в новом формате сразу несколько моделей. Появились бесконтактные доставки купленных автомобилей и приемка на сервис. Помимо продаж через сайты (причем с поощрительными скидками) стали создаваться виртуальные шоурумы, в которых потенциальный клиент посредством VR-технологий может «примерить» на себя ту или иную модель c выбранными опциями.

«Адаптируйся или умри», – резюмирует итоги года Елена Тареева, маркетинг-директор компании AWT Bavaria (BMW, MINI, Rolls-Royce, ALPINA и Aston Martin). – Нам удалось оперативно адаптировать свою коммуникационную стратегию под новую реальность. Главное преимущество состояло в том, что мы были к этому готовы, поскольку диджитализация в нашей компании началась задолго до пандемии. Digital-методы в наших коммуникационных каналах сфокусированы, в первую очередь, на персонализации и омниканальности».

«Уже несколько лет группа PSA упорно следует намеченной глобальной стратегии – электрифицировать свой модельный ряд. – отмечает г-н Чабанов. – Эта стратегия также подразумевает гибкость и адаптивность к существующим и потенциальным условиям. Наша работа над изменениями ведется нон-стоп, и, так получилось, что объявленный карантин 2020 года просто ускорил некоторые процессы в компании. Мы смогли быстро перейти в режим «онлайн» и осуществить ряд запусков: теперь не выходя из дома можно посмотреть склад автомобилей, записаться на сервис или консультацию специалиста. У клиентов Citroen появилось мобильное приложение MyCitroen, объединяющие эти функции. Мы сосредоточились на цифровой коммуникации и усилении лидогенерации, глобально группа PSA вместо офлайн-ивентов проводила их онлайн. Пример тому — презентация новой Opel Mokka и новых Peugeot 3008/5008».

Quote"Cитуация дала импульс обществу и позволила будущему прийти раньше, чем мы его ждали».

«Уходящий год продемонстрировал, насколько наше общество зависимо от близкого социального общения, – комментирует ситуацию Алексей Белашов, исполнительный директор JAC Ukraine. – И насколько психологически мы оказались не готовыми к быстрой смене парадигмы общественного взаимодействия. Однако эта ситуация дала импульс обществу и позволила будущему прийти раньше, чем мы его ждали».

«У нас ярко выраженный фокус на digital-направление, – комментирует ситуацию г-жа Сибекина. – Мы сфокусировались на данном канале коммуникации еще до пандемии, поэтому активно используем в работе и наш официальный сайт, и аккаунты в соцмедиа. Так, при запуске новой модели Arkana мы использовали online-трансляцию, по окончании которой пригласили протестировать новинку на несколько часов в дилерский центр представителей СМИ и блогеров. Таким образом постарались объединить воедино две реальности. Безусловно, мы отметили, что журналистам очень не хватает подобных событий».

Фото: Nissan

Фото: Nissan

Самый неординарный кроссовер субкомпактного класса – Nissan Juke – и во втором поколении не растерял своей импозантной внешности. Но основное внимание уделено исправлению главного недостатка – тесного салона и скромного багажника. Расстояние между рядами сидений выросло на 58 мм, а полезный объём увеличился с 354 до 422 литров.


«Мы стали более тщательно подходить к долгосрочному партнерству и планированию с указанием форс-мажорных остановок кампаний, например, в период локдауна, – раскрывает секреты «внутренней кухни» г-н Иванов. – Также мы оперативно организовали online-продажи с адресной доставкой купленных автомобилей клиентам».

Что ждет авторынок Украины в 2021

Наш третий вопрос касался прогнозов на 2021 год. Большинство респондентов сошлись на том, что объем рынка новых автомобилей принципиально не изменится, а скорее даже вырастет из-за отложенного спроса, роста ВВП и перенесенных премьер новых моделей.

«Мы прогнозируем, что следующий год не будет сильно отличаться по емкости рынка, – рассуждает глава JAC Ukraine. — Предположительно он останется на уровне 2020 года – порядка 87-90 тыс. единиц. Однако, я уверен, это не помешает нам увеличить нашу долю минимум на треть».

А вот лидеры рынка смотрят вперед более оптимистично. «Конечно, пандемия внесла свои коррективы в продажи автомобилей Kia, но мы все равно на позитиве, – заглядывает в будущее г-н Сошко. – В следующем году планируем как минимум удержать такую же долю как сейчас, а при возможности и нарастить свое присутствие на рынке».

«Компания Renault Ukraine традиционно не комментирует свою прогнозную долю рынка, – рассказывает г-жа Сибекина. – Но мы рассчитываем, что рынок новых автомобилей в следующем году перевесит отметку нынешнего года».

«Мы в Группе PSA оптимистично смотрим на будущее автопрома Украины и рассчитываем, что рынок буде расти. – делится планами г-н Чабанов. – По нашим предварительным просчетам, прогноз продаж в сегменте новых легковых и легких коммерческих автомобилей составит около 110 тыс. единиц. 2021 год будет богат на запуски новых моделей, в том числе в этом поспособствует и Группа PSA в Украине, что послужит хорошим толчком для роста».

«Следующий год в автомобильной жизни страны должен быть лучше и однозначно интереснее, – резюмирует г-н Иванов. – Так, операторы ожидают увеличения объемов рынка благодаря росту ВВП и восстановлению экономики, а покупателям предложат новинки, запуск которых не произошел в этом году из-за локдауна и карантинных ограничений».

Какие бы катаклизмы не сотрясали мир, самым непоколебимым остается сегмент high-luxury. Аналитики Winner Imports Ukraine (Porsche, Jaguar, LR/RR, Ford и Volvo) считают, что премиумный рынок вырастет минимум на 5%. «Уровень продаж сегмента останется на прежнем уровне, – г-жа Тареева осторожней в оценке емкости рынка. – Если в уходящем году доля BMW в украинском премиум-сегменте составила около 25%, то в наступающем мы планируем прирост приблизительно на 10%».

Новинки авто 2021

Вопрос о новинках 2021 – самый обсуждаемый. Хотя большинство респондентов не решились официально озвучить планы, чтобы не рассмешить сами знаете кого, нас ждет минимум в два раза больше премьер, чем в уходящем году. Так, в последний день 2020 года Hyundai Ukraine объявила о премьере большого кроссовера Palisade, который придет на смену Grand Santa Fe.

«Наша компания представит Nissan Juke второго поколения, дебют которого изначально планировался в этому году, – резюмирует г-н Иванов. – Также начнем продавать абсолютно новый купе-кроссовер Infiniti QX55. Однако делать прогнозы по следующему году пока сложно, поскольку непонятной остается ситуация как с коронавирусом и карантинными ограничениями, так и с курсами валют и темпами восстановления экономики».

Volkswagen до конца зимы презентует созданный на базе Polo кроссовер T-Cross и фейслифтинговый Tiguan. Следом намечены премьеры Golf новейшей, восьмой генерации, Arteon с кузовами лифтбек и универсал (!) плюс обновленный Passat.

Фото: Volkswagen

Фото: Volkswagen

В 2021 году нас ожидает премьера Volkswagen Golf новейшей, восьмой генерации. В своём топовом исполнении GTI у него под капотом будет «турбочетверка» 2.0 TSI (245 л. с., 370 Нм) и 7-ступенчатый «робот» DSG с двумя сцеплениями. 

«Планируем запуск сразу целой линейки новых моделей, – приоткрывает завесу г-жа Сибекина. – Пока что рано говорить о формате презентаций, но безусловно нам нужны ивенты в реальной жизни. Из ближайших новинок мы ожидаем в апреле фейслифтинговую версию седана Megane, в мае – фургон Trafic, в конце весны или начале лета — новый SUV – (речь идет о паркетнике Kiger ценой от $8 тыс. – Прим. авт.). Плюс еще несколько новинок во втором полугодии, которые пока рано анонсировать».

«Для нас фокус следующего года – электрификация, в частности, новые модели BMW iX и iX3, – рассказывает г-жа Тареева. – Также делаем ставки на новый кроссовер BMW ALPINA XB7. Модельный ряд Rolls-Royce пополнился полноприводным седаном Rolls-Royce Ghost, который уже приехал в Украину. Об ивентах пока говорить, увы, не приходится. Возможно, офлайн-ивенты возобновим летом, тогда безусловно проведем масштабное динамическое мероприятие. В связи с этим первую половину года, скорее всего, придется жить в виртуальном мире и продолжать коммуникацию через социальные сети, а также digital-измерения брендов BMW и MINI – наши мобильные приложения myBMW UA & myMINI UA».

«Следующий год станет переломным для нашей компании, и не только благодаря новинкам. — раскрывает карты г-н Чабанов. — В рамках нашей стратегии электрификации, мы запускаем новые, альтернативные традиционным ДВС, источники энергии, в том числе гибридные и электроустановки. Уже в начале года украинцы смогут оценить на тест-драйве новые флагманские модели бренда Peugeot — кроссоверы 3008 и 5008».

Впечатляющий экологический десант готовит и Volkswagen. По словам г-на Графа, нас ждут спортивная версия Audi e-tron S и Audi e-tron GT плюс гибридные версии VW Touareg и Touareg R. Кроме того, Audi привезет в Украину фейлифтинговые Q5 и Q5 Sportback плюс спортивную линейку RS.

По словам главы департамента маркетинга и развития «Богдан Моторс» Максима Хомяка, бренд Haval привезёт в Украину новое поколение кроссовера Н6 и фейслифтинговую версию внедорожника Н9.

«В нас в планах есть вывод на рынок как минимум двух моделей, – делится планами глава JAC Ukraine. – Во-первых, это новый лифтбек J7, причем пилотную партию мы собираемся поставить уже в первом полугодии. Во-вторых, новый кроссовер S8, продажи которого намечены на четвертый квартал. Имиджевые ивенты в планах тоже имеются, но в условиях карантинных ограничений мы рассматриваем всевозможные варианты их проведения, как офлайн-, так и онлайн-проявления. Надеюсь, что 2021 год все же принесет смягчения социальных ограничений и мы сможем провести полноценную презентацию обновленного бренда JAC на украинском рынке».

Поблагодарить 🎉