Без паники: как коронавирус влияет на рынок недвижимости Украины

Фото: pixabay.com

Из-за ситуации с китайским коронавирусом на украинском рынке недвижимости уже пострадали бизнес-центры, коворкинги, торгово-развлекательные центры и кинотеатры.

На минувшей неделе в стране объявили карантин, закрыли границу и прекратили авиасообщение. The Page расспросило игроков рынка недвижимости о том, как опасный вирус и карантин повлияли на их работу.

Но вначале немного цифр. Американская торговая палата совместно с компанией Deloitte 12 марта 2020 года провела опрос среди 150 представителей 111 компаний.

Так вот, по мнению респондентов, главными последствиями COVID-19 для бизнеса в Украине станут: уменьшение объемов продаж и денежного потока (61%), трудности в обслуживании клиентов (52%), сложности в привычном управлении бизнесом (46%).

Среди возможных негативных факторов также оказались ограничение поездок и проведение публичных мероприятий, сбои в цепи поставок и ценовые качели. Любопытно, что всего 19% опрошенных уверены в том, что вирус повлияет на управление персоналом: оптимизацию количества (12%) и пересмотр уровня зарплат (7%).

Чтобы наладить работу в условиях вируса, по мнению компаний-участниц опроса, важно ограничить бизнес-поездки (89%), обеспечить удаленную работу (87%), безопасность офиса (82%) и предоставить сотрудникам актуальную информации о вирусе, угрозах и способах защиты (81%).

При этом основными вызовами остаются взаимодействие с сотрудниками, которые недооценивают серьезность ситуации и игнорируют требования по самоизоляции и самозащите, а также обеспечение стабильной работы бизнеса в отдельных отраслях.

Несмотря на значительное влияние эпидемии на бизнес, 65% опрошенных не планируют корректировать цели эффективности в 2020 году. Уменьшить их собирается лишь 17% компаний.

И хотя компании не планируют пересматривать показатели, к которым стоит стремиться, китайский коронавирус уже сделал это за них. Вот как ситуация выглядит на данный момент.

Отели

Гостиничный сектор стал одним из первых, кто почувствовал последствия еще до того, как о коронавирусе в Украине заговорили вслух. Отменять бизнес-поездки и туристические визиты начали еще месяц тому назад, однако ситуация обострилась в последние две недели.

«Что касается отелей сегмента четырех и пяти звезд, то в среднем по всем объектам предварительно видим снижение загрузки в 1,5-2 раза в сравнении с февралем 2020 года. На данный момент (первые 11 дней марта 2020-го) падение загрузки по нашим объектам составляет от 12% до 35% в сравнении с показателями минувшего года», — поделилась с The Page Марина Лео, партнер DEOL Partners, CEO 11 Mirrors Design Hotel и сети Senator Hotels and Apartments.

ТРЦ

Торгово-развлекательные центры запаслись антисептиками и удвоили влажную уборку и обработку всех поверхностей дезинфекторами. К примеру, подобные меры на своих объектах приняла компания Arricano. Понятное дело, ждать наплыва посетителей в условиях карантина не приходится.

Как рассказали The Page СЕО двух крупных киевских объектов, в среднем падение их посещаемости ожидается не менее 50-70%. А вот небольшим локальным ТРЦ обещают еще большее проседание, особенно если по соседству есть супермаркеты.

Именно продуктовые магазины будут чаще всего посещать покупатели. Но и их ждет переориентация на новый формат работы: люди массово уйдут в онлайн.

Через службу доставки будут заказывать все: средства защиты, одежду, косметику, бытовую химию и прочее.

Офисы

В украинских офисах и коворкингах вначале надеялись обойтись клинингом и дезинфекцией, установив сантанайзеры, но под конец минувшей недели множество компаний приняло решение перейти на удаленный режим работы.

Как рассказали в компании Cushman&Wakefield в Украине, офисные арендаторы в большинстве своем уже поставили на паузу планы по расширению в ближайшей перспективе, пока не восстановится спрос на сферу услуг.

«Эпидемия в Европе несет наибольшую опасность для стран, которые больше полагаются на торговлю и производство. Это Центральная и Восточная Европа, Нидерланды и Германия», — пояснили The Page в компании.

Все участники цепочек поставок уже ощутили на себе последствия пандемии — от производителей оборудования, которые не в состоянии поддерживать нормальные темпы производства, до производителей складской автоматизации, которые не в состоянии найти альтернативные источники комплектующих.

«Несмотря на это прогнозы по рынку логистики остаются неизменными, поскольку электронная коммерция продолжает структурно расширяться и реорганизовывать цепочки поставок, чтобы обеспечить быструю и более экономичную доставку», — объяснили аналитики.

В сухом остатке на данный момент у нас карантин, ограничение авиаперевозок, падение посещаемости ТРЦ и заполняемости отелей, простаивающие ТРЦ и коворкинги. Однако это вынужденные меры предосторожности, которые при правильном и разумном подходе позволят предотвратить более плачевные последствия.

Сегодня бизнес столкнулся с тем, что выбор в пользу социально ориентированной и сознательной позиции сделал за него вирус. Ты либо учишься жить в новой реальности, переориентируя все возможные бизнес-процессы с офлайна на онлайн, либо можешь просто исчезнуть уже завтра.

Читать на The Page