Facebook Pixel

Корветы для Украины. Почему их сборка не лишена привкуса «зрады»

21 октября 2020 года украинский завод «Океан» подписал меморандум с Государственным оборонным концерном Республики Турция на локализацию турецких корветов класса «Ада».

На недавней сессии Морского кластера УОП Украины начальник маркетинга завода «Океан» заявил, что до апреля 2021 года будет подписан договор и начнутся работы. К которым будет привлечен с нашей стороны производитель газотурбинных двигателей и дизелей «Ивченко-Прогресс».

Что это за корабли, в чем их задача и почему для Украины это прорыв? Ну и ложка дегтя в этой бочке меда.


Корвет класса «Ада» — турецкое 2,4-тонное судно, созданное по проекту MILGEM (Milli Gemi — Национальный корабль). Несмотря на то, что Анкара тратит на оборону впечатляющие $21 млрд, плюс развитие ВПК — еще 2-3 млрд в год (поддержка промышленности и льготное кредитование), но даже для такого бюджета невозможно создать узкие специализированные корабли. Так появился проект литорального корабля прибрежной зоны. Который может одновременно заниматься патрулированием, противолодочной и противоминной борьбой, поражать цели в глубине побережья, проводить разведку и бороться с десантом противника. Как и все многоцелевые суда, он не слишком хорош в каждом из этих дел — вряд ли сравнится с кораблем УРО (управляемое ракетное оружие. — Прим. ред.), носителем «Томагавков» или эсминцем ПВО в их нише.

Но даже страна, оперирующая вторым в НАТО подводным флотом и являющаяся лидером по количеству вымпелов в Черноморском регионе, не может себе позволить выпекать специализированные боевые корабли, как булочки к завтраку. Что уже говорить об Украине?

Так родился проект «Ада» — «остров» с турецкого.

Корвет способен:

  • «покусать» надводные корабли ракетами «Гарпун»;
  • работать торпедами МК-46 по крупнотоннажным транспортам;
  • обороняться от авиации в десятикилометровом радиусе при помощи зенитных ракет «Рэм»;
  • топить подлодки при помощи вертолета «Морской ястреб» S-70B.

В 2018 году Государственный оборонный концерн Турции выиграл тендер на поставку кораблей «Ада» в Пакистан. Это стало самой крупной разовой сделкой в истории оружейного экспорта Анкары — свыше миллиарда долларов.

Сделанный с применением технологии малозаметности, 99-метровый корабль со скоростью в 29 узлов и автономностью в 15 суток, через 54 месяца от подписания контракта станет самым современным кораблем у Карачи. Ибо он напичкан инновационной электроникой — гидролокатором из армированного полимерного материала, системой сетецентрического ведения боевых действий GENESIS, электронными картами со спутниковой навигацией.

Фото: Havelsan

Фото: Havelsan

Это не просто доступ к производству судов из композитных материалов, которые неплохо держат осколки и дают низкие сигнатуры на радаре. А реально следующая технологическая ступенька — недаром Пакистан, Индонезия и даже ВМФ Канады рассматривают класс «Ада» в качестве платформы.

В Черном море, где РФ развернула группировку в 8 дизельных подлодок — носителей крылатых ракет «Калибр», Украину крайне интересует именно возможность борьбы с субмаринами.

Для этого используется вертолет S-70B — мощная десятитонного класса машина. Способная сначала отыскать подлодку при помощи гидроакустических буев, а потом поразить самонаводящимися торпедами и глубинными бомбами.

И вот тут кроется ложка дегтя и дьявол, который в деталях. Сама по себе сделка по корветам — нереальный прорыв для Украины. Особенно если учесть, что корпус, газотурбинный двигатель и два дизеля будут производиться внутри страны. Рабочие места, экспорт технологий и долгожданная серия, вот это все.

Но вместо того чтобы закупить «Морских ястребов», как это сделали флоты Греции, Турции, Индии и Китайской Республики Тайвань, у нас включили режим «золотой пилы».

Решив, что это дорого — купить четыре машины по средней цене в $36 млн за штуку, плюс буи, торпеды, запчасти и обучение пилотов. А надо разработать свое, Богом данное. И Минобороны заказало у «Мотор Сичи» разработку «Ми-2» в корабельном варианте. Чтобы все было как надо — складывались лопасти и борт разместился в узком ангаре. В ближайшие 10 лет, в том числе, и на эти цели, потратят порядка $140 млн государственных денег.

Чтобы выяснить то, что выяснили поляки, когда разрабатывали свой W-3U-1 Alligator. Который в серию так и не пошел. Что машины пятитонного класса плохо могут выполнять противолодочные задачи. Они не могут взять три торпеды или три ПКР на внешнюю подвеску — не позволяет грузоподъемность в 1100 кг против 1860 кг у «Морского ястреба».

У них меньше боевой радиус, особенно, когда загружены под завязку — 550 против 854 км. А для того чтобы управлять технически сложным вооружением и контролировать буи — помимо пилотов, нужны два оператора, но они не влезут.

Поэтому легкие вертолеты — паллиатив для небольших судов в ближнем радиусе — совсем не история для будущих украинских корветов класса «Ада». И то приходится мудрить с боевыми группами, когда одна машина «сидит» на сонаре и буях, а «киллер» работает летальным вооружением.

Зачем министру обороны Тарану и его заму Миронюку заказывать НИОКР у «Мотор Сичи» на то, что и так давно ясно — не совсем понятно. Разве что задача изначально стоит, как освоить средства, а потом развести руками. И если передача «Ми-2» МСБ в Морскую авиацию для обучения, чтобы экономить на летном часе — это отлично, то попытки вылепить из «Ми-2» то, чем он не является, — лютая дичь.

Турция и Румыния не разрабатывают морские вертолеты с нуля, а используют «Ястребы» и «Супер Пумы». А у них, на секундочку, бюджет на человека побольше, чем у нас. Но, вероятно, они понимают, что узкая серия никогда не отобьет затраты на разработку. И что лучше купить эти несколько специализированных бортов на внешнем рынке, как сделало МВД в случае с тяжелыми машинами для НГУ.

В целом — резку первого металла на заводе «Океан» для украинского корвета нужно провести как можно быстрее. Потому что впереди — минимум 24 долгих месяца производства. Любителям же «золотой пилы» в Министерстве обороны стоит дать по рукам и закупить то, что использует ВМС Бразилии, Таиланда и Турции.

Ибо потратить миллиард долларов на корабль нового поколения и лепить туда «Ми-2» — деятельность странная, если не сказать хуже. Особенно в стране, которая критично зависит от экспорта зерновых и импорта удобрений через порты, которые могут заблокировать российские подлодки. Надеемся, что разум все же победит. И на то, что украинскому флоту — быть.

Поблагодарить 🎉