Facebook Pixel

Возвращение Крыма и Донбасса за переходный период: утопия или реальность

Юна Потемкина
Член Ассоциации юристов Украины, медиатор
Фото: Ирина Ткач/Pixabay

Фото: Ирина Ткач/Pixabay

Диалог по законопроекту о государственной политике переходного периода по реинтеграции оккупированных территорий — беспрецедентный для Украины. В чем он заключается?


11 января 2021 года Министерство по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий опубликовало проект закона «О государственной политике переходного периода». Этот документ можно назвать попыткой сформировать единую государственную политику в отношении временно оккупированных территорий.

Министерство также призвало предоставлять замечания и предложения к исходному варианту текста, по сути, начав посредническую деятельность в обществе и пытаясь услышать всех.

Telegram Logo

Радует, что министерство обсуждает проект публично, начав даже с несколько «сырой» версии. Собственно, это уже можно назвать попыткой начать национальный диалог, когда совместными усилиями государство и граждане строят будущее. Этот процесс, очевидно, не будет простым. В то же время это возможность для каждого принять участие в формировании будущего Украины.

О чем говорится в законопроекте

Если обобщить, то проект закона предлагает:

  • определить конкретный перечень мероприятий, которые проводит государство как в процессе деоккупации (конфликтного периода), так и в процессе реинтеграции (постконфликтного периода);
  • упорядочить терминологию, ведь важно использовать понятные и приемлемые сроки по российской агрессии;
  • навести порядок (гармонизировать) в законах о временно оккупированных территориях;
  • инкорпорировать удачные нормы, а другие актуализировать;
  • ввести институт конвалидации сделок (процедуру подтверждения юридических фактов), а также признание полученных компетенций и образовательных квалификаций;
  • внедрить инструменты и подходы переходного правосудия, опираясь на опыт, лучшие практики и стандарты ООН и других организаций;
  • создать кадровые резервы госслужащих.

Первоначальный вариант документа предлагает варианты решений — в чем-то новых, в чем-то основанных на опыте. Конечно, не идеальных, но уже тех, вокруг которых можно вести дискуссию.

И такая дискуссия ведется. По данным Минреинтеграции, уже более 90 государственных, негосударственных и международных организаций рассмотрели законопроект и предоставили свои выводы по нему. И это только начало. Следующим шагом должна стать доработка текста и «роуд-шоу» — презентация и обсуждение доработанной версии в разных уголках Украины.

Цель законопроекта

Мы не знаем, когда закончится война, потому что Россия не настроена на решение этого вопроса. Но уже сегодня общество нашей страны требует совместных и четких представлений о том, каким должно быть будущее Украины, какими должны быть ее географические и идеологические контуры.

Иначе говоря, общество должно быть единым в важных вопросах, а следовательно — сильным и способным формировать государство и правительство, которое это общество представляет. Правительство, которое будет иметь политическую волю, смелость и творческий подход. Правительство, которое будет осуществлять институциональные реформы, нарабатывать правовые рамки деоккупации и реинтеграции преследования военных преступников, законодательно закреплять механизмы предоставления компенсации жертвам конфликта.

Что такое правосудие переходного периода

Первая ласточка в этих попытках уже есть — внедрение элементов переходного правосудия, которые являются набором процессов и механизмов, связанных с попытками общества понять, как жить с наследием масштабных злоупотреблений прошлого, и направленных на обеспечение подконтрольности, справедливости, права на правду.

Эта трактовка предложена ООН в докладе Генерального секретаря «Верховенство господства права и правосудия переходного периода в конфликтных и постконфликтных обществах» от 23 августа 2004 года.

Правосудие в отношении преступлений, совершенных в прошлом, является условием установления мира, утверждения ценностей демократического общества и верховенства права. Правосудие переходного периода использует как судебные, так и внесудебные механизмы с различным уровнем международного участия.

Мировая практика доказывает действенность использования элементов различных практик и методик, в частности медиации и фасилитации, усиливая этот арсенал несудебными механизмами восстановительного правосудия.

По сути, задача медиаторов, участвующих в процессах правосудия переходного периода, является двойной:

  • помочь в переговорах по каждому отдельному аспекту мира, которые фактически подлежат обсуждению, со всеми креативными и методологическими навыками;
  • строго избегать и противодействовать обсуждению тем, по которым невозможно договориться.

Международный опыт

Мировая практика показывает эффективность такой модели. В частности, можно выделить следующие успешные примеры, как Северная Ирландия, где инструменты медиации и фасилитации позволили преодолеть конфликт между унионистами и сепаратистами — вооруженное противостояние, которое продолжалось с 1969 по 1994 год.

В Южной Африке переговорные практики позволили объединить страну после режима апартеида, который длился с 1948 по 1991 год и сопровождался многочисленным насилием внутри страны.

Отсутствие коммуникации от власти создает благодатное поле для мифов. Один из вызовов в отношениях власть-общество — это переход от информирования к коммуникации, обеспечению обратной связи, учету общественного мнения в решениях власти.

Собственно, пока мы наблюдаем беспрецедентный в украинской практике акт совместного конструирования будущего. Это именно тот способ, которым должны нарабатываться ключевые для государства решения.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости