На сегодня в разных уголках мира заморожены российские активы — как частные, так и государственные — минимум на $300 млрд, однако вопрос с их конфискацией в пользу Украины до сих пор не решен. Министр финансов Сергей Марченко в интервью «РБК-Украина» отмечает, что ключевая преграда — отсутствие механизма, который позволил бы это сделать без согласия владельцев этих активов.
Говоря о российских золотовалютных резервах, глава Минфина ожидает, что процесс затянется надолго. Несмотря на то что возможные решения уже есть, он усомнился, что «этот путь уже четко выкристаллизован и понятен всем субъектам».
«Конфискация активов в пользу Украины – прецедент мирового масштаба. И поэтому страны, которые должны принять такие решения, пока не готовы к этому шагу. Речь идет о замораживании активов, о том, что это справедливо, что Украина может и должна претендовать на эти активы. Потери экономики Украины высчитываются, есть соответствующие отчеты — об этом также идет речь. Но пока нет юридически четко сформированного механизма, каким образом эти средства должны быть изъяты в пользу Украины без согласия их владельца», — пояснил он.
В настоящее время в Украине по этому вопросу одновременно работают несколько групп, в том числе и юридическая группа, сформированная в Офисе президента.
Марченко настроен оптимистично — он убежден, что наконец верный путь будет найден и Украина получит возможность «воспользоваться этими средствами в любом формате в пользу государства Украина».
Контекст. Еще в сентябре премьер-министр Украины Денис Шмыгаль оценивал объемы замороженных российских активов в размере от $300 до $500 млрд. Сюда входят деньги, недвижимость, другое имущество, а также золотовалютные резервы Банка россии за границей.
В ноябре издание Politico со ссылкой на внутренний документ ЕК писало, что ЕС заморозил активы рф на 68 млрд евро, при этом львиная доля в размере 50 млрд евро приходится на Бельгию. В то же время сколько точно золотовалютных резервов рф заморожено в ЕС, в ЕК сказать не могут. В документе приводится ориентировочная сумма — 33,8 млрд евро (рядом стоит отметка «в процессе оценки, поэтому не для цитирования»).