Национальный банк установил дополнительные требования к предоставлению информации в договорах о потребительских кредитах, депозитах, а также при открытии и ведении текущего счета. Изменения утверждены постановлением, которое вступит в силу 27 апреля 2021 года.
Банки будут обязаны предоставлять в договоре полное описание услуги. В частности, в договоре депозита нужно будет указывать конкретную дату возврата вклада и информацию о наличии у банка права продлить срок его действия. В договоре потребительского кредита – перечень и стоимость дополнительных услуг, условия, при которых возможно изменение процентной ставки или других платежей.
Текст договоров должен быть изложен шрифтом с высотой знаков не менее 11 печатных пунктов.
Новые требования запрещают банкам:
- включать в договоры нормы, которые ограничивают право потребителей подать жалобу или иск в суд;
- без информирования потребителя изменять условия договора;
- требовать от потребителя оплатить еще не полученные по договору услуги.
Отмечается, что новые требования не распространяются на публичную часть договоров присоединения о предоставлении услуг (оферту), а только на договоры, которые непосредственно подписывает потребитель, в том числе и на индивидуальную часть договоров присоединения о предоставлении услуг.
В то же время публичная часть договора присоединения не может противоречить индивидуальной части договора.
Контекст. Прошлый год, несмотря на пандемию и карантинные ограничения, был благоприятным для роста и удешевления ресурсной базы банков. Гривневые вклады домохозяйств выросли на 26,4% — это самые высокие темпы роста с 2010 года.
