Facebook Pixel

Деньги тратить не готовы. Как изменились покупки и досуг украинцев с начала войны — исследование

С начала полномасштабной войны в Украине приоритеты населения несколько изменились. Теперь украинцы больше не строят планы на недели вперед — только на считанные дни, а товары и услуги, как правило, потребляют только первой необходимости.

Об этом свидетельствуют данные исследования компании Gradus Research.

Так, в начале лета у украинцев спросили, как они планируют и воплощают планы в жизнь, какие события или значительные покупки планируют совершить в течение ближайшего месяца, а в июле проверили, что из запланированного было воплощено.

Результаты опросов определили три группы планов и их реализации

Первая группа: люди делают чаще, чем планируют

В первую очередь в эту группу попали планы о встречах с родными или друзьями, то есть фокус внимания сместился на вещи, которые касаются близких и семьи. Более половины опрошенных (55,4%) рассказали, что за время войны встречались с родственниками — чаще это происходило в западном регионе (67,2%). Еще 47% респондентов рассказали, что виделись с друзьями. Чаще других (62,1%) это делали в Киеве.

Также в этой группе оказались визиты к парикмахеру (28,3% имели это в планах, 40,2% воспользовались этой услугой), посещение кафе/ресторанов (планировали 16,7% респондентов, 24,1% были в заведениях в предыдущем месяце).

Еще одним пунктом группы стало приобретение бытовой техники и электроники. 20,7% респондентов в ситуации нестабильности гривны решили сделать такого рода доступные инвестиции.

Вторая группа: планы совпадают с реализацией

В первую очередь это касается личных дел, то есть плановых визитов к врачу, обновления гардероба или маникюра.

Так, украинцы стабильно планируют и реализуют заботу о своем здоровье. 18,1% респондентов проходят профилактические осмотры у врачей, 5,4% респондентов купили или продлили страховку для себя или членов семьи.

Услуги в сфере красоты, например, маникюр, педикюр или визит к косметологу, преимущественно женские, выполняются, что бы ни произошло.

Что касается шопинга, то, согласно ответам респондентов, он стал более спланированным. Каждый пятый украинец/украинка, то есть 19,3%, за предыдущий месяц обновили свой гардероб. Однако эти данные можно объяснить изменением украинцами места постоянного проживания, то есть люди не имели с собой подходящих по сезону вещей. Чаще покупали одежду граждане в возрасте 18 — 24 лет (24,9%).

Третья группа: планировали чаще, чем реализовали

Этой категории присущ повышенный риск (выезд на природу, отпуск) или существенные расходы (приобретение жилья, авто, проведение ремонта и т. п.). Однако зачастую эти планы являются проявлением желания, а не реальным намерением. В этом году большинство украинцев отказались от поездок во время летних отпусков. Поехали отдыхать в пределах Украины только 3,5% респондентов, вариант отдыха за границей выбрали для себя еще меньшее количество граждан — 2,3%. Также почти не происходила покупка автомобилей, недвижимости или мебели. Отказываются и от планов ремонта жилья.

Выводы

Все эти данные свидетельствуют о том, что сейчас украинцы ценят окружение и проводят с близкими больше времени, чем планируют. Граждане не готовы тратить значительные суммы денег и отправляться в поездки, однако, несмотря на войну, не забывают об уходе за собой.

Quote«Мы видим, как сильно война заставила людей изменить свои привычки и приоритеты в потреблении. Покупки становятся более продуманными и продиктованными потребностями. Но, несмотря ни на что, можно заметить, что украинцы пытаются вернуть себе хотя бы небольшую долю 'нормальной жизни' в виде затрат на маленькие удовольствия: посетить кафе с друзьями, сходить на маникюр или поддерживать здоровье в норме. Это позволяет людям сохранять адекватное психологическое состояние, живя в условиях войны уже более пяти месяцев», — прокомментировала результаты исследований Евгения Близнюк, социолог, основатель и директор исследовательской компании Gradus Research.
Поблагодарить 🎉