Финансовый сектор продемонстрировал высокий уровень устойчивости, прошел кризисный период без значительных потерь и остается высокодоходным.
Об этом говорится в отчете Национального банка о финансовой стабильности за июнь.
Так, НБУ отметил, что высокий уровень ликвидности и капитализации позволяют банкам наращивать кредитование, поддерживая восстановление экономики, которое продолжается благодаря высокому внутреннему спросу и благоприятным условиям на внешних рынках. Интерес иностранных инвесторов к долгам украинских эмитентов восстанавливается. Учитывая положительную экономическую динамику, крепкое состояние и прибыльность банковского сектора, Нацбанк постепенно заканчивает антикризисные меры.
«Однако волатильность мировых рынков капитала и паузы в сотрудничестве с международными финансовыми организациями создают определенные риски для финансирования дефицита бюджета и рефинансирования внешних долгов», — одновременно добавили в НБУ.
Индекс финансового стресса

По данным регулятора, индекс финансового стресса остается на низком уровне. В отчете объяснили, что волатильность индекса, которую мы наблюдали в течение последнего полугодия, была связана с ростом субиндексов государственных и корпоративных ценных бумаг, которые отреагировали на рост доходности безрисковых активов на мировых финансовых рынках и усиление угрозы вторжения российских войск на территорию Украины.
«Уровень стресса субиндекса банковского сектора приближается к историческому минимуму», — объясняет НБУ.
Кредитование и ипотеки

В НБУ отмечают, что государственные программы кредитования стимулируют рост кредитных портфелей малых и средних заемщиков. Ускоряются и темпы кредитования населения. Так, розничный кредитный портфель длительное время сохраняет постоянную структуру. Его основу составляют необеспеченные потребительские займы (85%), еще 9% — автокредиты и менее 7% — приобретение недвижимости. Объемы всех трех сегментов росли даже во время кризиса, а с начала 2021 этот рост ускорился.
В НБУ также отмечают, что влияние пандемии на качество кредитов слабее, чем регулятор ожидал с начала кризиса. Так, расходы на формирование резервов в 2020 году выросли вдвое, если сравнить с предыдущим годом, однако существенно не повлияли на прибыльность сектора.
Что касается ипотечных портфелей, то ряд банков их активно наращивает. Высокие темпы роста могут сохраняться длительное время, учитывая, что текущий уровень проникновения ипотечного кредитования составляет 1%.
Банки сохраняют высокую доходность
Снижение стоимости фондирования позволило большинству банков удержать приемлемую процентную маржу. А наращивание операций увеличило чистый процентный доход. Однако в дальнейшем банки будут вынуждены приспособиться к работе в условиях низкой процентной маржи, так как потенциал удешевления фондирования почти исчерпан, а снижение ставок по кредитам будет продолжаться.
Комиссионный доход также рос высокими темпами благодаря своевременной адаптации финансового сектора в условиях удаленного обслуживания. Росту комиссионных доходов способствовало и общее повышение спроса бизнеса и населения на банковские услуги.
«Доходы банков с запасом покрывают операционные расходы и отчисления в резервы, которые существенно снизились в 2021 году. Среднее значение достаточности капитала банков более чем вдвое превышает регуляторный минимум», — считают в Центробанке.
Обновления регуляторной базы
На 1 января 2022 года регулятор запланировал введение требований к капиталу под операционный риск. В следующем году начнется тестовый расчет банками внутреннего капитала в рамках ICAAP. Он повысит качество управления капиталом и его планирование.
«В дальнейшем произойдет смена структуры регулятивного капитала; изменения в банковское законодательство дадут регулятору право устанавливать индивидуальные повышенные требования к капиталу банков», — уточнили в НБУ.
Регуляторное поле для небанковских финансовых учреждений также активно совершенствуется. Парламент рассматривает новые законы о финансовых услугах и финансовых компаниях, страховании и кредитных союзах. Их принятие и введение позволит обеспечить надлежащее регулирование и устойчивость небанковского финансового сектора.