МВФ, агрессия России и отношение к СМИ — как изменились взгляды украинцев за полтора года

Фонд «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива и социологическая служба Центра Разумкова по заказу «Детектор медиа» провели опрос, в ходе которого выяснили, как после выборов-2019 и начала пандемии COVID-19 изменились предпочтения и интерес украинцев к средствам массовой информации.

Влияние пропаганды на интерпретацию событий

  • 60,3% опрошенных считают, что войну на Донбассе начала Россия. Полтора года назад так считали почти 49% респондентов. В то же время более 21% считают, что войну начали украинское правительство и олигархи, а более 18% не определились с ответом (больше всего таких на юге Украины, а именно почти 40%).
  • В то же время свыше 60% опрошенных полагают, что конфликт на Донбассе — это агрессия России, а более 20% — что это гражданская война.
  • Что касается событий на Майдане в 2013-2014 годах, то 54% респондентов согласны с утверждением, что это «Революция Достоинства, справедливое восстание народа против авторитарной власти». Свыше 31% опрошенных считают, что это был «незаконный государственный переворот».
  • Украинцы также ответили на вопросы о Международном валютном фонде. Так, 45% респондентов считают, что из-за сотрудничества с ним Украина оказалась под внешним управлением. В то же время 38% опрошенных считают, что такое сотрудничество дает государству необходимую экономическую помощь. 17% опрошенных затруднились с ответом или не согласны с этими вариантами.

Спрос на информацию на фоне пандемии COVID-19

За время пандемии COVID-19 среди украинцев увеличился спрос на информацию.

Telegram Logo
  • Украинские телеканалы — по-прежнему самый популярный источник получения информации. 75% опрошенных «черпают» информацию оттуда. Одновременно доля социальных сетей выросла до 44% (в 2019 году она составляла 24%). Стоит отметить, что общенациональные телеканалы — первоисточник информации преимущественно для граждан старшего возраста.
  • От родственников и друзей информацию получают 23% (ранее было 11%). Интернет-СМИ читают около 27% респондентов.
  • За ними следуют мессенджеры — Viber, Telegram, WhatsApp и т.д., которые предпочитают молодые возрастные группы (11%); украинские радиостанции и местное телевидение (9%), украинские печатные издания (8%) и местные интернет-СМИ (6%).
  • Аналитики считают, что пандемия COVID-19 привела к большему спросу на местные печатные издания. Сейчас их читают 4%, а ранее — 2%.

Самые популярные телеканалы Украины

  • В топ-5 самых популярных телеканалов Украины входят «1+1» (свыше 47% респондентов отнесли его к пяти телеканалам, которые они смотрят чаще всего), «Украина» (более 38%), ICTV (почти 37%), СТБ ( более 32%) и «Интер» (почти 31%).
  • В исследовании отмечают, что с февраля 2019 года наиболее существенно изменилось положение телеканалов «Украина» (ранее его смотрели 43%) и «Интер» (ранее было 34%). Выросла популярность «112.Украина» (с 16% до 21%), NewsOne (с 6% до 14%), ZIK (с 3,5% до 11,9%) и телеканала «Прямой» (с 4% до 10%).
Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

Стоит отметить, что почти не изменились показатели доверия к топ-5 самых популярных телеканалов.

Самые популярные социальные сети среди украинцев

  • Самая популярная соцсеть среди украинцев по-прежнему Facebook. Для того чтобы получить информацию о событиях в Украине и мире, им пользуются 58% опрошенных.
  • Второе место занял Instagram, которым пользуются 25% респондентов. Далее с большим отрывом следуют Telegram-каналы (9%), Twitter (8%) и другие.

Доверие украинцев к СМИ

  • 82% не будут пользоваться СМИ, если они будут продвигать ксенофобские заявления, вражду к людям другой расы, национальности, иностранцам. Такой же процент перестанет читать или смотреть СМИ, выступающие за легализацию легких наркотиков и проституции.
  • 79% — если СМИ будут поддерживать антидемократические взгляды и заявления, которые противоположны принципам демократии, а еще 79% — если СМИ будут поддерживать людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
  • Стоит также отметить, что подавляющему большинству граждан не важно, кто владеет СМИ, которыми они пользуются (для 32% — совершенно не важно, для 22% — в основном не важно).
  • У 31% опрошенных часто возникают сомнения относительно сообщений в СМИ и соцсетях, одновременно 34% время от времени сомневаются в правдивости сообщений.

Исследование проводилось с 14 по 19 августа 2020 года во всех регионах Украины, кроме Крыма и оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей. Опросили 2022 респондента старше 18 лет методом интервью «лицом к лицу».

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Все новости