Facebook Pixel

МВФ, агрессия России и отношение к СМИ — как изменились взгляды украинцев за полтора года

Фонд «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива и социологическая служба Центра Разумкова по заказу «Детектор медиа» провели опрос, в ходе которого выяснили, как после выборов-2019 и начала пандемии COVID-19 изменились предпочтения и интерес украинцев к средствам массовой информации.

1.png
2.png
3.png
4.png
5.png
7.png
9.png
6.png
8.png
10.png
11.png
1.png Thumb 2.png Thumb 3.png Thumb 4.png Thumb 5.png Thumb 7.png Thumb 9.png Thumb 6.png Thumb 8.png Thumb 10.png Thumb 11.png Thumb

Влияние пропаганды на интерпретацию событий

  • 60,3% опрошенных считают, что войну на Донбассе начала Россия. Полтора года назад так считали почти 49% респондентов. В то же время более 21% считают, что войну начали украинское правительство и олигархи, а более 18% не определились с ответом (больше всего таких на юге Украины, а именно почти 40%).
  • В то же время свыше 60% опрошенных полагают, что конфликт на Донбассе — это агрессия России, а более 20% — что это гражданская война.
  • Что касается событий на Майдане в 2013-2014 годах, то 54% респондентов согласны с утверждением, что это «Революция Достоинства, справедливое восстание народа против авторитарной власти». Свыше 31% опрошенных считают, что это был «незаконный государственный переворот».
  • Украинцы также ответили на вопросы о Международном валютном фонде. Так, 45% респондентов считают, что из-за сотрудничества с ним Украина оказалась под внешним управлением. В то же время 38% опрошенных считают, что такое сотрудничество дает государству необходимую экономическую помощь. 17% опрошенных затруднились с ответом или не согласны с этими вариантами.

Спрос на информацию на фоне пандемии COVID-19

За время пандемии COVID-19 среди украинцев увеличился спрос на информацию.

  • Украинские телеканалы — по-прежнему самый популярный источник получения информации. 75% опрошенных «черпают» информацию оттуда. Одновременно доля социальных сетей выросла до 44% (в 2019 году она составляла 24%). Стоит отметить, что общенациональные телеканалы — первоисточник информации преимущественно для граждан старшего возраста.
  • От родственников и друзей информацию получают 23% (ранее было 11%). Интернет-СМИ читают около 27% респондентов.
  • За ними следуют мессенджеры — Viber, Telegram, WhatsApp и т.д., которые предпочитают молодые возрастные группы (11%); украинские радиостанции и местное телевидение (9%), украинские печатные издания (8%) и местные интернет-СМИ (6%).
  • Аналитики считают, что пандемия COVID-19 привела к большему спросу на местные печатные издания. Сейчас их читают 4%, а ранее — 2%.

Самые популярные телеканалы Украины

  • В топ-5 самых популярных телеканалов Украины входят «1+1» (свыше 47% респондентов отнесли его к пяти телеканалам, которые они смотрят чаще всего), «Украина» (более 38%), ICTV (почти 37%), СТБ ( более 32%) и «Интер» (почти 31%).
  • В исследовании отмечают, что с февраля 2019 года наиболее существенно изменилось положение телеканалов «Украина» (ранее его смотрели 43%) и «Интер» (ранее было 34%). Выросла популярность «112.Украина» (с 16% до 21%), NewsOne (с 6% до 14%), ZIK (с 3,5% до 11,9%) и телеканала «Прямой» (с 4% до 10%).

Стоит отметить, что почти не изменились показатели доверия к топ-5 самых популярных телеканалов.

Самые популярные социальные сети среди украинцев

  • Самая популярная соцсеть среди украинцев по-прежнему Facebook. Для того чтобы получить информацию о событиях в Украине и мире, им пользуются 58% опрошенных.
  • Второе место занял Instagram, которым пользуются 25% респондентов. Далее с большим отрывом следуют Telegram-каналы (9%), Twitter (8%) и другие.

Доверие украинцев к СМИ

  • 82% не будут пользоваться СМИ, если они будут продвигать ксенофобские заявления, вражду к людям другой расы, национальности, иностранцам. Такой же процент перестанет читать или смотреть СМИ, выступающие за легализацию легких наркотиков и проституции.
  • 79% — если СМИ будут поддерживать антидемократические взгляды и заявления, которые противоположны принципам демократии, а еще 79% — если СМИ будут поддерживать людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
  • Стоит также отметить, что подавляющему большинству граждан не важно, кто владеет СМИ, которыми они пользуются (для 32% — совершенно не важно, для 22% — в основном не важно).
  • У 31% опрошенных часто возникают сомнения относительно сообщений в СМИ и соцсетях, одновременно 34% время от времени сомневаются в правдивости сообщений.

Исследование проводилось с 14 по 19 августа 2020 года во всех регионах Украины, кроме Крыма и оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей. Опросили 2022 респондента старше 18 лет методом интервью «лицом к лицу».

Поблагодарить 🎉