Крупнейшие «джинсовые» СМИ и их заказчики – рейтинг ИМИ

Инфографика: ИМИ

Инфографика: ИМИ

За последние два месяца больше других в распространении «джинсы» (умышленного размещения скрытой рекламы или антирекламы под видом авторского материала) отличились такие интернет-издания как «РБК-Украина», «Обозреватель» и «112 канал». Крупнейшими же заказчиками таких материалов были коммерческие компании, олигархи и политики.

Такие результаты представила общественная организация «Институт массовой информации» (ИМИ), который провел мониторинг свыше 20 тыс. новостей среди 17 онлайн-изданий.

Главным антитрендом октября-ноября этого года стало распространение джинсы, направленной против двух законопроектов: №1210 (о повышении ренты на руду, некоторых акцизов и других налоговых изменениях) – почти 12% материалов; и №2336-2 (о противодействии политической коррупции) – около 8%. Эксперты объясняют это лоббированием экономических интересов некоторых олигархов и крупного бизнеса.

Главные заказчики джинсы:

  • коммерческие компании («Нибулон», застройщики Novbud, Status Group, Sky River, компании «Метинвест», «Фармак», «Украгрохолдинг», «Киевстар», «Альфа-Банк» «УкрСиббанк», Radisson и десятки других — от медицинских до охранных компаний) – 24%;
  • партия «Оппозиционная платформа — За жизнь» (позиция Виктора Медведчука об урегулировании военного конфликта на Донбассе, транзиту российского газа через Украину и давлении властей) — 18,1%;
  • противодействие законопроекту 1210 – 11,6%;
  • интересы Рината Ахметова (ДТЭК и осуждение расследования формулы «Роттердам+», осуждение реприватизации «Укртелекома» и деятельность «Фонда Рината Ахметова») – 8,6%;
  • интересы автопроизводителей (оценочные суждения о «новейших» и «самых мощных» автомобилях) – 8,6%;
  • противодействие законопроекту 2336-2 – 7,9%;
  • интересы Дмитрия Фирташа (облгазы) – 5,9%;
  • интересы Андрея Садового – 2,6%;
  • другое – 12,5%.

Главные распространители джинсы по количеству материалов:

  • «РБК-Украина» — 39;
  • «Обозреватель» — 31;
  • «112 канал» — 30;
  • Newsone – 30;
  • УНИАН – 29 (+4 ненадлежащая маркировка*);
  • «Сегодня» — 29 (+3 ненадлежащая маркировка);
  • «24 канал» — 29;
  • Знай.ua – 25;
  • ТСН – 15 (+4 ненадлежащая маркировка);
  • «Цензор» – 8;
  • «Гордон» – 7 (+1 ненадлежащая маркировка);
  • «Интерфакс-Украина» — 4;
  • НВ (Новое время) – 1 (+13 ненадлежащая маркировка);
  • Страна.ua – 1.

Не выявил ИМИ джинсу только у трех онлайн-изданий – «Украинская правда» (УП), Лига.net и Тиждень.ua.


* — только 8,2% материалов с признаками джинсы были с условной пометкой «реклама» — «Новости компаний», «Актуально», «Окно», «Спецпроект. Впрочем, такая маркировка не понятна аудитории и не соответствует законодательству Украины, даже если она расшифрована в отдельном разделе на сайте.

ИМИ провел мониторинг при поддержке американского проекта USAID и международной организации Internews Network в период с 21 по 25 октября. Выборка охватила все новости, которые вышли на сайте в этот период – свыше 20 тыс. материалов.

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии

Все новости