За последние два месяца больше других в распространении «джинсы» (умышленного размещения скрытой рекламы или антирекламы под видом авторского материала) отличились такие интернет-издания как «РБК-Украина», «Обозреватель» и «112 канал». Крупнейшими же заказчиками таких материалов были коммерческие компании, олигархи и политики.
Такие результаты представила общественная организация «Институт массовой информации» (ИМИ), который провел мониторинг свыше 20 тыс. новостей среди 17 онлайн-изданий.
Главным антитрендом октября-ноября этого года стало распространение джинсы, направленной против двух законопроектов: №1210 (о повышении ренты на руду, некоторых акцизов и других налоговых изменениях) – почти 12% материалов; и №2336-2 (о противодействии политической коррупции) – около 8%. Эксперты объясняют это лоббированием экономических интересов некоторых олигархов и крупного бизнеса.
Главные заказчики джинсы:
- коммерческие компании («Нибулон», застройщики Novbud, Status Group, Sky River, компании «Метинвест», «Фармак», «Украгрохолдинг», «Киевстар», «Альфа-Банк» «УкрСиббанк», Radisson и десятки других — от медицинских до охранных компаний) – 24%;
- партия «Оппозиционная платформа — За жизнь» (позиция Виктора Медведчука об урегулировании военного конфликта на Донбассе, транзиту российского газа через Украину и давлении властей) — 18,1%;
- противодействие законопроекту 1210 – 11,6%;
- интересы Рината Ахметова (ДТЭК и осуждение расследования формулы «Роттердам+», осуждение реприватизации «Укртелекома» и деятельность «Фонда Рината Ахметова») – 8,6%;
- интересы автопроизводителей (оценочные суждения о «новейших» и «самых мощных» автомобилях) – 8,6%;
- противодействие законопроекту 2336-2 – 7,9%;
- интересы Дмитрия Фирташа (облгазы) – 5,9%;
- интересы Андрея Садового – 2,6%;
- другое – 12,5%.
Главные распространители джинсы по количеству материалов:
- «РБК-Украина» — 39;
- «Обозреватель» — 31;
- «112 канал» — 30;
- Newsone – 30;
- УНИАН – 29 (+4 ненадлежащая маркировка*);
- «Сегодня» — 29 (+3 ненадлежащая маркировка);
- «24 канал» — 29;
- Знай.ua – 25;
- ТСН – 15 (+4 ненадлежащая маркировка);
- «Цензор» – 8;
- «Гордон» – 7 (+1 ненадлежащая маркировка);
- «Интерфакс-Украина» — 4;
- НВ (Новое время) – 1 (+13 ненадлежащая маркировка);
- Страна.ua – 1.
Не выявил ИМИ джинсу только у трех онлайн-изданий – «Украинская правда» (УП), Лига.net и Тиждень.ua.
* — только 8,2% материалов с признаками джинсы были с условной пометкой «реклама» — «Новости компаний», «Актуально», «Окно», «Спецпроект. Впрочем, такая маркировка не понятна аудитории и не соответствует законодательству Украины, даже если она расшифрована в отдельном разделе на сайте.
ИМИ провел мониторинг при поддержке американского проекта USAID и международной организации Internews Network в период с 21 по 25 октября. Выборка охватила все новости, которые вышли на сайте в этот период – свыше 20 тыс. материалов.