Решить проблему избытка производства электроэнергии в Украине и спасти от закрытия отечественные АЭС может решить государственная программа электрификации железных дорог.
«В сложившихся обстоятельствах ситуацию с избытком генерации электроэнергии на внутреннем рынке вполне могла бы спасти государственная программа электрификации железных дорог, реализация которой была провалена», — считает экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава.
Железнодорожное хозяйство в Украине имеет большой потенциал по повышению потребления электроэнергии при переводе линий на электрическую тягу вместо дизельной.
«Целесообразность и рациональность продиктованы тем, что себестоимость перевозки грузов на электротяге по железной дороге в разы дешевле, чем на дизельной тяге», — поясняет Кава.
По его информации, за последние шесть лет в Украине электрифицировано всего 12 км железнодорожного полотна «Потоки – Золотнишино». А раньше в отдельные годы на электрическую тягу переводилось 150-200 км железных дорог в год.
Специалист также считает, что власти полностью игнорируют необходимость электрификации «Укрзализныци», а все проекты в этом направлении были провалены. «Например, проект электрификации железной дороги «Долинская — Николаев – Колосовка» все никак не перешёл на этап реализации, хотя финансирование со стороны ЕБРР и ЕИБ даже обеспечено», — пишет он.
Также годами откладывается электрификация важных для страны линий «Ковель — Изов — Государственная граница», «Бердичев — Житомир — Коростень — Словечно — Государственная граница», «Чернигов — Горностаевка — Государственная граница», «Житомир — Новоград-Волынский, «Львов — Ивано-Франковск» и «Ворожба – Сумы».
Контекст. Из-за лоббистского законодательства по развитию энергетики на возобновляемых источниках (ВИЭ), сейчас выводятся в простой энергоблоки украинских АЭС. А в.о. министра энергетики Ольга Буславец вообще хочет начать закрывать атомные станции уже через пять лет. В итоге Украина потеряет высокотехнологичную атомную отрасль, которая обеспечивает базовую генерацию без эмиссии диоксида углерода. А украинцы вынуждены будут платить за электроэнергию в 3-4 раза больше от текущих тарифных уровней.
В то же время, «Укрзализныця» – оператор железных дорог Украины – вынуждена покупать дизельное топливо на сотни миллионов гривен, чтобы обеспечить подвижный состав топливом. На чем наживаются управленцы «Укрзализныци» через коррупционную ренту, а также украинские олигархи из группы «Приват».