Основатель мессенджера Telegram Павел Дуров давно критикует Apple за уровень комиссий с покупок в приложениях, которые были загружены через App Store. Они составляют 30% с каждой транзакции. А это, по словам Дурова, приводит к разрушению стартапов и индустрий.
Дуров считает, что Apple «тратит колоссальные ресурсы на пиар и лоббизм для удержания своего монопольного положения». При этом компания эксплуатирует семь мифов.
1. Комиссия в размере 30% позволяет содержать App Store. В реальности Apple тратит на поддержку App Store лишь незначительную часть того, что забирает у разработчиков приложений. Каждый квартал она изымает у авторов приложений миллиарды долларов. Однако затраты на хостинг и модерацию приложений исчисляются не в миллиардах, а в десятках миллионов долларов.
2. Комиссия в размере 30% позволяет создавать более качественные смартфоны. У Apple в запасе около 200 млрд долларов свободных средств, и компания уже несколько лет не знает, что с ними делать. В последние годы она находится в роли догоняющих, пытаясь сравняться с флагманами Android по «железу» и функциональности.
3. Любой может создать свою систему и начать конкурировать с Apple. Проблема не в запуске конкурирующей мобильной операционной системы, а в том, чтобы убедить сторонних разработчиков создать приложения под новую ОС. Не имеет значения, сколько средств кто-либо инвестирует в создание альтернативы: в 2020 году рынок мобильных ОС для новых игроков фактически закрыт.
4. Если бы не Apple, у разработчиков мобильных приложений не было бы пользователей. Верно обратное утверждение: в 2020 году мало кто купил бы iPhone, если бы на нем не было сторонних приложений. До перехода мира с ПК на мобильные устройства разработчики сервисов уже собрали пользовательские базы в сотни миллионов человек и не платили комиссии создателям десктопных ОС. Экономически для многих разработчиков массовых сервисов приход App Store стал переменой к худшему, а не к лучшему.
5. Если разработчику не нравится комиссия Apple, он может создавать приложения для Android. На самом деле, у разработчиков нет выбора между iOS и Android: если они хотят запустить социально значимый сервис, им придется создавать приложения под обе платформы. Для потребителя стоимость перехода с iOS на Android настолько высока, что соответствует понятию монопольного захвата.
6. Комиссия App Store в размере 30% соотносится с аналогичными комиссиями других платформ. Apple недавно заказала исследование, в котором говорится о том, что платформы вроде Google Play тоже взимают 30%-ную комиссию. Это сравнение неуместно, так как пользователи Android могут устанавливать приложения из сторонних источников, не только из Google Play.
7. Попытка обратить внимание регуляторов на действия Apple противоречит идеям свободного рынка и честной конкурентной борьбы. Apple не является в чистом виде игроком свободного рынка, так как она активно использует ресурсы регуляторов. До тех пор, пока государства помогают Apple осуществлять свою монополию, им также придется отвечать за негативные последствия этой монополии.
«В Apple могут считать, что загнали нас в ловушку, потому что мы уже приобрели критическую массу их смартфонов и создали для них критическую массу приложений. Но мы не должны позволять им и дальше злоупотреблять ситуацией на рынке», – призывает Дуров.