Австралийский парламент в скором времени планирует принять «Торговый кодекс», обязующий Google и Facebook платить местным журналистам за новостной контент, который пользователи публикуют на их платформах.
Таким образом австралийские чиновники пытаются помочь местным СМИ, в частности, независимой журналистике, выжить в неравной схватке с техногигантами.
Полтора года исследования рынка госслужащими Австралии показали, что Google и Facebook обладают «слишком» большой рыночной властью в медиаиндустрии, что создает неравные права при переговорах относительно распределения доходов от рекламы.
Главный промоутер реформы, председатель Австралийской комиссии по конкуренции и защите прав потребителей Род Симс, даже заявил:
«Ситуация представляет собой потенциальную угрозу для хорошо функционирующей демократии».
В случае принятия кодекса обе компании должны будут рассчитывать прибыль от журналистских материалов, появляющихся на их платформах и отдавать эти средства местным издателям и вещательным компаниям, предварительно согласовывая с ними сумму платежа. В случае, если стороны не придут к общей приемлемой цифре, спор будет решать назначенный правительством арбитр.
Кроме платы за показы ссылок и фрагментов новостей в лентах, платформы также обязуют уведомлять новостные компании за 28 дней об изменениях алгоритмов, которые могут существенно повлиять на реферальный трафик новостей, изменениях алгоритмов, призванных повлиять на рейтинг новостей за платным доступом и любых других существенных изменениях в отображении.
Техногиганты, в свою очередь, заявили, что кодекс неработоспособный, поскольку «несправедлив» и подвергает риску австралийский сегмент поисковика. Google считает, что предложенный арбитражный процесс игнорирует реальную ценность, которую их поисковая система предоставляет издателям новостей, и открывает огромные и необоснованные требования:
«Это создаст беспрецедентный и искажающий результат, при котором Google придется платить за ссылки на новостные веб-сайты в результатах поиска. Обязательство платить за ссылки нарушит принципы работы поисковых систем и интернета для всех».
Не согласен с кодексом и Facebook. Представители социальной сети пригрозили полностью удалить новости со своей австралийской платформы и напомнили местным чиновникам, что, по их оценкам, коммерческая ценность новостного контента в Австралии практически равна нулю.
«Это устраняет возможность для подлинного торга, заставляя Facebook производить платежи, не связанные с истинными расчетами коммерческой стоимости, и побуждая издателей новостей делать необоснованные претензии. Это искажает наши существующие рекламные отношения с издателями».
Единственным приемлемым вариантом в Google назвали оплату материалов в разделе поисковика «Новости», а также послабление правила о предупреждении СМИ об изменениях в алгоритмах поиска:
«Это положение должно быть изменено, чтобы требовать только разумного уведомления о существенных изменениях алгоритма Google, требующих принятия важных мер».
Никогда не сдавайся
В декабре прошлого года, после нескольких месяцев оживленных дискуссий, австралийское правительство осенило: ссылки на журналистские материалы в Google и Facebook приносят пользу не только этим платформам, но и самим СМИ, так как увеличивают их аудиторию.
«Честно говоря, мы никогда не думали, что эта ценность очень велика, потому что, если бы платформ не было, мы полагаем, что люди в любом случае заходили бы прямо на веб-сайт новостных СМИ», – сказал Род Симс.
Однако признать очевидное пришлось, и в кодекс внесли изменения – теперь расчет выгоды будет двусторонним – как платформам от материалов, так и медиа за переходы на их сайты. Причем учитываться будет все – вплоть до того, сколько времени пользователи проводят на страницах СМИ, сколько статей они читают, сколько времени им требуется для прочтения одного материала, и так далее.
Естественно, такой поворот вызвал негодование у местных СМИ, которым изначально пообещали значительные доходы от Google и Facebook. Однако, несмотря на то, что теперь проект кодекса не удовлетворяет обе стороны и вовсе не соответствует изначально заявленной цели, чиновники решили не останавливаться.
«Посмотрим, как пойдет. Нет смысла пытаться оптимизировать сейчас», – заявил Симс.
Скрытая многоходовочка
Такое поведение австралийских чиновников легко объяснить, считают эксперты-юристы.
Помощь СМИ – не главная цель нового кодекса, а скорее — красивая обертка. Лейтмотив же реформы – заставить гигантов раскрыть свои алгоритмы, отметил в комментарии глава комитета по гражданскому праву и процессу Национальной ассоциации адвокатов Украины Олег Простибоженко.
Вопрос заключается в том, насколько возможно вычислить прирост выгоды и у кого он выше. Для определения такого прироста проект закона предусматривает необходимость раскрытия компаниями Google и Facebook их алгоритмов и кодов, что позволило бы вычислить этот прирост. Собственно, это и есть основной замысел австралийского правительства. Если сравнить это с более привычными для нас вещами, то аналогию можно провести с мерчандайзинговыми услугами, предоставляемых супермаркетами производителям товара. Еще 10-15 лет назад никто в Украине не догадывался о существовании такой услуги и о необходимости ее оплаты, считая это частью рутинной работы супермаркета. Как мне кажется, долгосрочный план правительства Австралии заключается также в налогообложении этой услуги.
Олег Простибоженко
глава комитета по гражданскому праву и процессу Национальной ассоциации адвокатов Украины
Тем временем чиновники из США призвали своих австралийских коллег остановиться. И продолжить исследовать рынок. А при необходимости, ввести такой кодекс, но на добровольных началах.
«Правительство США обеспокоено тем, что попытка законодательно регулировать конкурентные позиции конкретных игроков... наносит явный ущерб двум американским компаниям и может привести к пагубным последствиям», – говорится в заявлении помощников торговых представителей США Дэниела Бахара и Карла Элерса.
Возможно ли такое в Украине?
Нынешнее украинское правительство уделяет много внимания цифровому сектору – для воплощения концепции «Государство в смартфоне» у нас даже создали Министерство цифровой трансформации. В декабре Верховная Рада приняла закон «Об электронных коммуникациях», устанавливающий правовую основу деятельности в это сфере. В разработке находится еще один, более противоречивый законопроект «О медиа».
Несмотря на это, ждать в Украине подобных австралийским шагов в ближайшее время не приходится, считают эксперты. Причиной тому – наш менталитет.
На данный момент для нас, это как полет на Марс – если, например, адвокат придет в суд с требованием к Google раскрыть код, на него посмотрят, как на странного. Западное же мышление другое, там это считается нормальной практикой. Австралийский проект хочет ввести эту практику в правовое поле и создать прецедент.
Олег Простибоженко
глава комитета по гражданскому праву и процессу Национальной ассоциации адвокатов Украины
Если этот опыт окажется успешным, то его повторение в Европе, США или Украине – это лишь вопрос времени, пояснил эксперт.
Позже всех такой подход будет вводиться в авторитарных государствах, где существуют контролируемые правительством социальные сети или же свои собственные сегменты интернета – в России, Китае, Иране и других, добавил Простибоженко.
Лед тронулся
В любом случае, процесс запущен. Австралийские чиновники — на пороге того, чтобы сделать первый дерзкий ход в войне с мировыми цифровыми гигантами за раскрытие их алгоритмов. Авторы законопроекта, который, по их ожиданиям, должны принять в начале этого года, открыто заявляют, что это — эксперимент.
«Давайте посмотрим, как оно пойдет», – сказал Род Симс.
И их амбиции явно выходят за рамки Зеленого континента: «Я надеюсь, что не только Австралия, но и компании по всему миру извлекут выгоду из того, что мы здесь открываем».