Facebook Pixel
Русский военный корабль, иди нах*й.
Пожертвовать на армию
×

«Я не верю в теорию заговора на топливном рынке» – Сергей Куюн

Сергей Куюн. Фото: enkorr.ua

Сергей Куюн. Фото: enkorr.ua

Сложившиеся на сегодня цены на бензин в размере 52 – 55 грн/литр и дизтопливо (ДТ) 58 — 60 грн/литр являются точкой равновесия для рынка, но с поступлением новых объемов нефтепродуктов они будут снижаться. Об этом директор «Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн сказал 30 мая на брифинге.

О выходе на запланированные объемы поставок говорить еще рано — он может состояться в июле этого года, считает эксперт. После брифинга The Page поговорило с Сергеем Куюном, расспросив о тенденциях и движущих силах на рынке топлива.

На брифинге вы сказали: есть ощущение, что мы прошли пик топливного кризиса. Что позволяет так полагать?

– Я вижу динамику по АЗС как минимум в Киеве. С ДТ и автогазом ситуация значительно улучшилась, очередей за ними почти нет, но остаются проблемы с бензином.

Присоединяйтесь к нам в соцсетях!

Достигнутое некое равновесие между спросом и объемом поставок даже по отдельным маркам – очень хрупкое. Расслабляться пока нет оснований.

Есть ли какие-то предохранители, чтобы подобный кризис не повторился?

– В стране идет война, а это всегда форс-мажоры, какие-то сюрпризы, которые сложно предугадать. Враг ведет обстрелы инфраструктуры, что постоянно держит рынок в напряжении. Это что касается нашей внутренней ситуации.

Подписывайтесь на нас в Google News!

Если говорить о внешнем рынке, то нельзя быть уверенным даже в налаженных, отработанных маршрутах поставок. Например, сейчас идут сообщения из Румынии, Болгарии, что в условиях сезонного роста спроса они будут отдавать предпочтение внутреннему рынку, а это значит, что количество «окон» для украинских танкеров будет уменьшено.

Нужно искать новые маршруты. А каждое новое направление, маршрут – это долгая кропотливая работа по выстраиванию логистики.

Если коротко, то нам необходимо и далее снижать потребление и параллельно увеличивать поставки.

Порой можно слышать предположения, что дефицит на рынке топлива во многом спровоцировали сами его операторы, которые были заинтересованы в отмене госрегулирования и росте цен. Как вы оцениваете такую гипотезу?

– Эта легенда не имеет ни малейшего подтверждения. Все видят, как идут поставки, и что их пока элементарно недостаточно. Это видит и правительство. В начале мая первый вице-премьер Юлия Свириденко была с делегацией украинских трейдеров в Варшаве, где проходил форум с участием польских, румынских, немецких чиновников, поставщиков топлива, транспортных компаний и т. д. Поэтому она знает, какие проблемы с логистикой существуют в Европе.

Даже если уверовать в теорию заговора, почему топливо не появилось после отмены госрегулирования? Ответ простой: его просто нет.

Зато мы видим, что за месяц вдвое увеличилось количество импортеров всех видов топлива. После отмены ценовых ограничений, когда в этом процессе появилась экономика, многие компании начали сами искать топливо и импортировать его. Это и есть основной эффект, который ожидался от отмены госрегулирования. Следующим этапом будет увеличение поставок. Кроме того, повышение цен должно притушить ажиотажный спрос — это мы тоже наблюдаем.

На фоне пустых АЗС закономерно оживился черный рынок топлива. По мере восстановления легального рынка он сам вернется в прежние пределы или государство как-то должно «помочь» ему сократиться?

– Если мы говорим о наличии спекулятивных предложений, то это следствие дефицита. По мере того как рынок будет наполняться, разница в ценах будет уменьшаться, а затем стоимость топлива должна вернуться к объективным показателям. В любом случае у правительства всегда остается возможность вернуться к регулированию, и рынок это знает.

Что сейчас происходит с трубопроводными поставками нефтепродуктов из Венгрии, о возможности которых чиновники недавно бодро сообщали?

– Пока этих поставок нет, а учитывая общеизвестную позицию Венгрии, было бы даже странно на них так быстро рассчитывать. Меня даже несколько удивило соглашение, которого достигла «Укртранснафта» по прокачке 35 тыс. тонн. Да, это не собственный венгерский экспорт, а транзит сторонних ресурсов, которые еще должны найти украинские компании, но сам факт подобных договоренностей с венграми людям из отрасли говорит о многом. По моим данным, новому руководителю «Укртранснафты» поставлена задача продолжить переговоры с венгерским концерном MOL о поставках в Украину. У нас есть свои козыри в этом диалоге — посмотрим, сможет ли ими распорядиться новая команда.

Эта труба предназначена для перекачки бензина или ДТ?

– В первую очередь ДТ. Но современные технологии позволяют последовательно прокачивать по одной и той же трубе разные нефтепродукты. Но опять-таки есть технические возможности, но нужны и ресурсы, которых пока нет. В эфире звучали мощности в объеме и 100, и 200 тыс. тонн в месяц — возможно, кое-кого ввели в заблуждение.

Сейчас идут активные дискуссии о запрете поставок нефти в ЕС по трубопроводу «Дружба». Похоже, его пока не введут. Но если бы такое решение приняли, оно как-то отразилось бы на Украине?

– Конечно, мы бы потеряли деньги от транзита нефти. Но если мы призываем другие страны пойти на жертвы, вводя санкции против России, то и сами должны быть к этому готовы.

А не стало бы нам труднее покупать нефтепродукты из-за сокращения их производства, ведь несколько нефтеперерабатывающих заводов в Венгрии, Германии буквально сидят на трубе «Дружбы»?

– Я уверен, что европейские политики и экономисты понимают, что они делают. Рубить себе руку никто не будет. Есть расчеты и понимание того, что объемы нефти, поступающие из РФ, можно заместить.

На мой взгляд, Венгрия просто саботирует этот процесс. Вопрос не в том, что венграм негде взять другую нефть, а в том, что российскую нефть они получают с большим дисконтом. В своих отчетах за 2015 — 2016 годы сами венгры писали, что их трубопроводная система готова обеспечить оба завода MOL не российской нефтью. А теперь они говорят, что такой возможности нет и нужны какие-то совершенно фантастические миллиарды евро инвестиций.

Так что сопротивление Венгрии введению санкций – история чисто политическая. Бензин в Венгрии сейчас дешевле, чем в соседних странах ЕС, на 30%. Поэтому политики просто боятся потерять свой электорат из-за роста ценников на АЗС, хотя при этом цена попросту сравняется с соседями по ЕС. Не исключаю, что в этой истории есть и коррупционная составляющая.

Как вы оцениваете идею сделать «Нафтогаз» весомым игроком на рынке АЗС?

– Я очень скептически к этому отношусь, так как еще не видел эффективных государственных игроков в этом секторе. И считаю, что задача «Нафтогаза» не этим бизнесом заниматься. Это нацкомпания, обладающая хорошими ресурсами, предназначенная для решения глобальных задач. Например, заключение больших контрактов на поставку топлива в страну, продажа его на оптовом рынке, создание новых транспортных коридоров, создание государственных запасов. А заправочные станции…

У нас что, есть проблемы на розничном рынке? Не хватает АЗС или нет конкуренции? На рынке Польши работают пять сетей АЗС, а у нас их несколько десятков. Конкуренция беспрецедентная, хотя и не всегда честная.

Руководитель НАК говорит об «отсутствии доверия правительства к частным поставщикам», о якобы неадекватности выставляемых цен. Рынок год проработал в условия жесткого госрегулирования цен и контроля. Какая здесь может быть неадекватность?

Сегодня правительство видит абсолютно все движение на рынке, «топливный» штаб при Кабмине работает в ежедневном режиме, все контракты «на столе». О каком недоверии может идти речь?

Руководитель «Нафтогаза» говорит, что собственная розница поможет им понять экономику этого бизнеса и предложить объективную стоимость. Но в системе НАК давно есть около 20 собственных станций, там работают профессионалы — они прекрасно могут рассказать обо всех нюансах этого бизнеса. Напомню также, что НАК – мажоритарный акционер «Укрнафты», владеющей одной из крупнейших сетей АЗС в стране, которая традиционно работает в так называемом экономсегменте рынка. Соответственно, этот «социально ответственный» кейс тоже доступен для изучения.

Учитывая то, что автозаправочные станции достанутся НАК бесплатно, как временный проект такая программа «Нафтогаза» может иметь место. Но в перспективе у него нет шансов стать эффективным на таком высококонкурентном рынке.

Комментарии

Все новости