2 июня президентом Украины был внесен в Верховную Раду проект Закона о предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов). Сразу же этот законопроект был определен как неотложный.
Вместе с народными депутатами начали изучать этот законопроект и юристы-практики, СМИ, политические эксперты. Их мнения относительно документа разошлись. Кто-то считает его ерундой, кто популизмом, а кто-то — действительно полезным и необходимым нормативным актом.
Пришло время и нам проанализировать содержание этого документа и дать свои комментарии по поводу того, какое значение он имеет и к каким последствиям приведет.
Начнем с терминологии
Автор законопроекта под понятием «олигарх» предлагает понимать лицо, одновременно отвечающее таким признакам:
1) участвует в политической жизни;
2) имеет значительное влияние на средства массовой информации;
3) является конечным бенефициарным владельцем (контролером) субъекта хозяйствования, который по состоянию на день вступления в силу настоящего Закона является субъектом естественных монополий или занимает монопольное (доминирующее) положение на общегосударственном товарном рынке в соответствии с Законом Украины «О защите экономической конкуренции» и в течение одного года подряд поддерживает или усиливает это положение;
4) подтвержденная стоимость активов лица (и лиц, бенефициаром которых оно является) превышает один миллион прожиточных минимумов, установленных для трудоспособных лиц на 1 января соответствующего года (то есть более 2 млрд 270 млн грн).
Под понятием «участие в политической жизни» понимается то, что лицо:
1) является Президентом Украины, Председателем Верховной Рады Украины, Первым заместителем и заместителем Председателя Верховной Рады Украины, народным депутатом Украины, Премьер-министром Украины, первым вице-премьер-министром Украины, вице-премьер-министром Украины, министром, его первым заместителем и заместителем, руководителем другого центрального органа исполнительной власти, который не входит в состав Кабинета Министров Украины, председателем Службы безопасности Украины, Генеральным прокурором, Председателем Национального банка Украины, руководителем постоянно действующего вспомогательного органа, образованного Президентом Украины, его первым заместителем и заместителем, и/или
2) является связанным лицом с лицами, указанными выше, и/или
3) занимает должность в руководящих органах политической партии, и/или
4) финансировало деятельность политической партии, политическую агитацию или проведение митингов или демонстраций с политическими требованиями.
Под понятием «значительное влияние на СМИ» подразумевается то, что лицо:
1) является бенефициаром средства/средств массовой информации, и/или
2) является контролером средства/средств массовой информации, и/или
3) было бенефициаром или контролером средства/средств массовой информации на дату вступления в силу настоящего Закона, однако потеряло такой статус до дня введения этого Закона в действие, в результате чего бенефициаром или контролером такого средства массовой информации стало связанное лицо или лицо, не обладающее безупречной деловой репутацией.
При этом решение о признании лица, имеющего значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархом), принимается Советом национальной безопасности и обороны Украины на основании представления Кабинета Министров Украины, члена Совета национальной безопасности и обороны Украины, Нацбанка Украины, Службы безопасности Украины или Антимонопольного комитета Украины.
После принятия такого решения и вступления его в действие Указом Президента Украины олигарх будет внесен в соответствующий реестр.
Последствия включения в реестр олигархов
Олигархам запрещается:
1) осуществлять взносы (прямо или опосредованно через других лиц) в поддержку политических партий в соответствии с Законом Украины «О политических партиях в Украине»;
2) быть покупателем (бенефициаром покупателя) в процессе приватизации объектов большой приватизации.
Олигархи должны подавать декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, в порядке, установленном Законом Украины «О предотвращении коррупции».
Декларация о контактах
В случае контакта публичного служащего с олигархом или его представителем такой служащий обязан подать декларацию о контактах.
Под таким контактом понимается встреча и разговор (в том числе проведенные онлайн) любого содержания.
Декларация о контактах не подается в случае, если такой контакт состоялся в ходе участия публичных служащих одновременно с олигархом или его представителем в:
1) официальных мероприятиях, ход которых освещается в режиме прямой трансляции по радио, телевидению или через Интернет в режиме, доступном для массового приема;
2) судебных заседаниях;
3) официальных мероприятиях (совещаниях), инициированных органами государственной власти, информация о которых (с указанием полного перечня участников и предмета обсуждения) размещена на официальном веб-сайте соответствующего органа государственной власти.
При этом нарушение обязанности предоставления декларации о контактах, предусмотренного этой статьей, является основанием для привлечения лица к политической и (или) дисциплинарной ответственности.
Сразу возникает вопрос, а что именно автор законопроекта понимает под термином «политическая ответственность»?
Вместо выводов
При анализе законопроекта возникает немало вопросов к его автору. Непонятно то, как будет фиксироваться контакт с олигархом. Почему контакт с олигархом на официальном мероприятии не приводит к подаче декларации, а такой же контакт, например, в органе государственной власти — приводит. Может ли считаться контактом с олигархом поздравления со стороны самого олигарха.
Кроме того, непонятно, какую легитимную цель преследует автор законопроекта. Ведь включение лица в реестр олигархов вряд ли существенно сможет повлиять на самого олигарха. Последний может осуществлять участие в большой приватизации или осуществлять взносы в поддержку политических партий и не напрямую. Учитывая содержание законопроекта очень интересно будет посмотреть на выводы Главного научно-экспертного управления ВРУ.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора