Законопроект 2543: Quo vadis, зеленый тариф?

Ярослав Чекер
Советник Arzinger

Группа депутатов 6 декабря 2019 года подала законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины об улучшении инвестиционного климата в сфере возобновляемой энергетики» (далее – «Законопроект 2543»).

Сейчас этот законопроект (в отличие от законопроекта, разработанного КМУ) позиционируется как некий компромиссный вариант дальнейшего развития альтернативной энергетики в Украине. Также он рассматривается как приемлемый для игроков рынка вариант решения проблемы платежного дефицита ГП «Гарантированный покупатель» и проблемы небалансов.

Читайте также: НКРЭКУ предложила снизить «зеленый тариф» на треть

Telegram Logo

Стоит отметить, что авторы предполагают, что их законопроект могут принять в Верховной Раде не раньше февраля 2020 года. А поэтому неопределенность для инвесторов в альтернативную энергетику пока никоим образом не решается. Так, в частности, Комитет ВРУ по вопросам энергетики и ЖКУ 13.12.2019 не поддержал Законопроект 2543, а его рассмотрение перенесли на январь 2020 года.

Что же предлагается изменить и какое это будет иметь влияние на отрасль? Давайте разбираться.

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

1. Сроки ввода в эксплуатацию

Сейчас инвесторы, которые заключили договоры купли-продажи электрической энергии по «зеленому» тарифу (также известные как pre-PPA) до 31 декабря 2019 года и ввели солнечные объекты в эксплуатацию в течение двух лет с даты заключения указанных договоров и ветровые объекты в течение трех лет, могут получить «зеленый» тариф и быть освобожденными от системы аукционов.

Зато Законопроектом 2543 предлагается значительно сократить вышеуказанные сроки для ввода в эксплуатацию станций:

1) до 1 апреля 2020 года включительно – для солнечных электростанций,

2) до 31 декабря 2020 года включительно — для ветровых электростанций.

Читайте также: Кризис «зеленой энергетики» или государственной политики

Поскольку январь и февраль 2020 года являются зимними месяцами, а строительство солнечных парков на промерзшей земле является технически сложным и дорогостоящим, много инвесторов в солнечную энергетику считают такой срок невозможным для выполнения и необоснованным. В случае, если солнечные панели еще не закуплены и не завезены в Украину, возможность ввода в эксплуатацию солнечной станции в такой срок выглядит совсем призрачной.

Законопроектом 2543 предлагается значительно сократить вышеуказанные сроки для ввода в эксплуатацию станций.

Что же касается ветра, то средний срок реализации проекта в ветроэнергетике составляет 1,5-2 года, поэтому заказать ветровые турбины, произвести и привезти их в Украину и установить за 1 год тоже выглядит, как задача со звездочкой.

В то же время для инвесторов, которые согласятся на реструктуризацию договоров купли-продажи электрической энергии по «зеленому» тарифу, предусмотрен несколько более длинный срок ввода в эксплуатацию:

1) до 30 сентября 2020 года включительно — для солнечный электростанций;

2) до 30 июня 2022 года включительно — для ветровых электростанций.

Таким образом, для многих инвесторов реструктуризация будет единственным возможным способом завершения проекта путем продления сроков ввода в эксплуатацию (хотя для солнечных проектов срок все равно остается достаточно жестким).

2. Добровольная реструктуризация

Вместе с тем Законопроект 2543 предусматривает добровольную реструктуризацию договоров купли-продажи электрической энергии по «зеленому» тарифу. Иначе говоря, государство в лице ГП «Гарантированный покупатель» (предприятие, которое обязано выкупать всю энергию, произведенную объектами альтернативной энергетики по «зеленому» тарифу) предлагает инвесторам в альтернативную энергетику, которые уже ввели в эксплуатацию или собираются ввести в эксплуатацию солнечные и ветровые электростанции, добровольно согласиться на снижение «зеленого» тарифа в обмен на продление его действия.

Читайте также: Владимир Зеленский рассказал, как будут решать проблему высоких «зеленых» тарифов

Так, дополнительное соглашение о реструктуризации до pre-PPA должно предусматривать срок применения «зеленого» тарифа в течение 15 лет с даты ввода в эксплуатацию объектов электроэнергетики.

Объекты альтернативной энергетики, заинтересованные в реструктуризации, имеют право подать заявление в произвольной форме до 1 марта 2020 года.

Снижение «зеленого» тарифа будет зависеть от (I) даты ввода в эксплуатацию и (II) вида альтернативной энергетики (солнце или ветер). Тариф устанавливается на уровне розничного тарифа для потребителей второго класса напряжения на январь 2009 года, умноженного на коэффициент «зеленого» тарифа для электроэнергии, произведенной из энергии ветра, и понижающий коэффициент.

Для ветра:

1) объекты, введенные в эксплуатацию с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года включительно, — понижающий коэффициент 0,95;

2) объекты, введенные в эксплуатацию с 1 января 2020 года до 30 июня 2022 года включительно, — понижающий коэффициент 0,925.

Для солнца:

1) объекты, введенные в эксплуатацию с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года включительно, — понижающий коэффициент 0,9;

2) объекты, введенные в эксплуатацию с 1 января 2020 года до 30 сентября 2020 года включительно, — понижающий коэффициент 0,85.

В то же время объекты альтернативной энергетики, заинтересованные в реструктуризации, имеют право подать заявление в произвольной форме о реструктуризации договора купли-продажи электрической энергии по «зеленому» тарифу до 1 марта 2020 года.

По словам соавтора Законопроекта 2543 Людмилы Буймистер, если большинство инвесторов согласятся на реструктуризацию, уже в 2020 году ГП «Гарантированный покупатель» сможет избежать проблемы дефицита платежного баланса и сэкономить 3,8 млрд грн. К сожалению, подобные расчеты пока не доступны широкой общественности для более детального изучения и проверки правильности исходных данных и самих расчетов.

Другой важный вопрос касается финансирования. Поскольку большинство построенных проектов и проектов, которые собираются строить объекты альтернативной энергетики, привлекают долговое финансирование или рефинансирование в украинских (в частности очень активных в этом секторе Укргазбанка и Ощадбанка) и международных банков, было бы важно услышать мнение банков и их официальную позицию относительно того, согласятся ли они реструктурировать выданные кредиты в соответствии с измененными условиями выплаты «зеленого» тарифа.

3. Гарантии инвесторов – «stabilization clause»

Для объектов альтернативной энергетики, которые согласятся на реструктуризацию, предусмотрен более благоприятный режим защиты иностранных инвестиций. Так, если для всех других иностранных инвестиций стабильность государственных гарантий, предусмотренных Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования», устанавливается на срок 10 лет с момента их изменения, то для проектов, которые согласились на реструктуризацию, такой срок составит 15 лет (действие «зеленого» тарифа).

QuoteДля объектов альтернативной энергетики, которые согласятся на реструктуризацию, предусмотрен более благоприятный режим защиты иностранных инвестиций.

Так, к правам и обязанностям сторон, определенных pre-PPA, в случае заключения дополнительного соглашения о его реструктуризации применяется законодательство Украины, действующее на дату заключения договора купли-продажи электрической энергии по «зеленому» тарифу в течение всего срока действия pre-PPA.

4. Ускорение ответственности за небалансы

Ответственность за небалансы для объектов альтернативной энергетики, которые не согласятся на реструктуризацию, останется неизменной.

В то же время ответственность за небалансы для производителей, которые заключили дополнительные соглашения о реструктуризации договоров купли-продажи электрической энергии по «зеленому» тарифу, до 31 декабря 2029 года будет наступать в случае отклонения фактических почасовых объемов отпуска электрической энергии такого субъекта хозяйствования от его почасового графика отпуска электрической энергии более чем на 15 процентов. При этом устанавливаются следующие стоимости урегулирования небаланса гарантированного покупателя:

по 31 декабря 2020 года — 0%;

с 1 января 2021 года — 20%;

с 1 января 2022 года — 40%;

с 1 января 2023 года — 60 %;

с 1 января 2024 года — 80%;

с 1 января 2025 года — 100%.

То есть 100-процентная ответственность наступит на 5 лет раньше.

5. Выводы

Таким образом, несмотря на необходимость и своевременность Законопроекта 2543, некоторые вопросы (в частности, (I) увеличение сроков ввода в эксплуатацию солнечных электростанций, (II) верификация расчетов влияния реструктуризации на финансовое состояние ГП «Гарантированный покупатель», (III) обоснованность ускорения наступления полной ответственности за небалансы для реструктурированных проектов и (IV) влияние реструктуризации на банковскую систему Украины) требуют дальнейшего предметного обсуждения в профессиональном сообществе.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости