Эйфория, переходящая в панику — так хочется охарактеризовать настроения участников электроэнергетического рынка в Украине сегодня.
«Слишком дорого «зеленая» энергия обходится обществу» — этот изъян приписали еще недавно любимой «дочке» крупной отрасли.
Казалось бы, сотни мегаватт «чистой» ветровой и солнечной генерации вводятся в эксплуатацию ежемесячно. Но ассоциации производителей возобновляемой энергии и другие бизнес-объединения срочно созывают «круглые столы» и продуцируют резкие заявления, профильный комитет Верховной Рады проводит заседания, стримминг которых жадно смотрят все участники рынка, а юридические компании затаились в предвкушении больших дел.
«Ретроспективное уменьшение «зеленого тарифа», изменение гарантированных инвестиционных условий, ограничения «зеленой» генерации без компенсации потерь! Обман, измена!»
Что же случилось, почему государство, которое стимулировало инвестиции в возобновляемую энергетику, вдруг ударило по тормозам и дало «задний ход»?
«Слишком дорого «зеленая» энергия обходится обществу» — этот изъян приписали еще недавно любимой «дочке» крупной отрасли. На самом деле ничего нового здесь нет. Разговоры о непропорционально высокой долю стоимости энергии ВИЭ (возобновляемых источников энергии) ведутся уже давно.
При условии достижения установленной мощности ВИЭ уровня 7,5 ГВт, около 20% от общих затрат энергосистемы составят платежи по «зеленым тарифам» (см. рис. 1). Теперь уже понятно, что этого уровня можно достичь даже к концу 2020 г., а не за пять лет, как ожидалось. Только переход на аукционную систему отбора проектов ВИЭ мог бы замедлить рост тарифной нагрузки на потребителей.

Рис. 1. Доля «зеленого тарифа» в общей себестоимости электроэнергии в ОЭС Украины. Предположение: по «зеленому тарифу» будет построено 7,5 ГВт установленной мощности ВИЭ*, после этого заработает аукционная система.
«Слишком много «зеленой» энергии» — это второй большой «изъян» украинской возобновляемой энергетики. Производство ВИЭ надо ограничивать.
Впрочем, закон об аукционах был принят, инвесторы восприняли его со сдержанным оптимизмом, и с нового года они бы уже могли участвовать в конкурсном отборе новых проектов. Но не похоже, что оптимизм остался.
«Слишком много «зеленой» энергии» — это второй большой «изъян» украинской возобновляемой энергетики. Производство ВИЭ надо ограничивать.
Энергосистема не в состоянии компенсировать колебания генерации ВИЭ, которые зависят от погоды, если эта энергосистема не была спроектирована с учетом такого фактора.
«Я отвечаю за физику», — говорит главный диспетчер Объединенной энергосистемы Украины (ОЭС). — «Все просто: ВИЭ выше прогноза, а потребление — ниже, поэтому диспетчер борется с избытком производства».
Он прогнозирует, что весной начнутся существенные ограничения производства ВИЭ из-за неспособности энергосистемы принять объем солнечной и ветровой энергии, который быстро растет.
Физически «избыточная» энергия ограничена, но финансово — нет. Согласно условиям «зеленого» тарифа, даже неиспользованная энергия должна быть оплачена по принципу take or pay.
Физически «избыточная» энергия ограничена, но финансово — нет. Согласно условиям «зеленого» тарифа, даже неиспользованная энергия должна быть оплачена по принципу take or pay. А это немалые суммы. В случае упомянутого выше сценария с установленной мощностью ВИЭ на уровне 7,5 ГВт, энергосистема не сможет принять 31% от произведенной «зеленой» энергии. Как следствие — потребители заплатят более полумиллиарда евро за то, чем не воспользуются (см. рис. 2).

Рис. 2. Ограничения производства ветровой и солнечной энергии через системные требования в зависимости от установленной мощности ВИЭ*
Не удивительно, что появился законопроект, который предусматривает ограничение ВИЭ без компенсации потерь инвесторам (в случае крупных станций). Такое нарушение обязательств государства перед инвесторами подрывает доверие. Но есть другой выход.
Экономический эффект только от сокращения объемов сжигаемого угля составит 300 млн евро в год — и это тот фактор, который непосредственно влияет на стоимость электроэнергии в платежках.
То же самое моделирование нагрузок ОЭС Украины с высокой точностью (отчет здесь) продемонстрировало возможность существенно уменьшить ограничения ВИЭ. Неспособность энергосистемы интегрировать большие объемы быстро меняющейся мощности возобновляемых источников является следствием «встроенной» негибкости системы, прежде всего, по причине доминирования атомной генерации.
Следовательно, системе нужно добавить гибкости. А это означает комбинацию систем накопления и маневренной генерации. Согласно расчетам Wärtsilä, наиболее актуальным и экономически оправданным должно быть строительство 2 ГВт высокоманевренных газопоршневых станций.
Такое решение более чем втрое уменьшит объем ограничения ВИЭ. Кроме того, на 4,2 млрд кВт/ч в год сократится производство энергии угольными ТЭС и на 0,4 млрд кВт/ч увеличится объем дешевой атомной генерации. Дополнительно уменьшится количество выбросов СО2 на 7 млн тонн в год.
Экономический эффект только от сокращения объемов сжигаемого угля составит 300 млн евро в год — и это тот фактор, который непосредственно влияет на стоимость электроэнергии в платежках.
Существуют проверенные технические решения, способные решить сегодняшнюю проблему ВИЭ, обеспечить дальнейшее развитие энергосистемы в направлении перехода к «чистой» энергии и окупиться за 4-5 лет. Для этого нужна политическая воля руководителей отрасли и законодателей.
Нет механизма
Закон о рынке электроэнергии предусматривает способ привлечения инвестиций в такую новую генерирующую мощность, которой не хватает в системе. Но закон не устанавливает четкого механизма возврата инвестиций.
Сейчас у заинтересованных инвесторов нет ответа от государства, как именно можно создать коммерчески привлекательный проект. Напрасны надежды и на рыночные механизмы в условиях жестких ограничений цен в таком коридоре, заведомо не покрывающие вложений в новые мощности. Следовательно, в ближайшие годы передовые технологии не будут воплощены.
На мой взгляд, Украине необходимо перенять распространенную во всем мире модель создания «Независимых производителей электроэнергии» (на английском – «Independent Power Projects, IPP»), которая уже десятилетиями используется на регулируемых и недостаточно конкурентных рынках электроэнергии.
Сейчас у заинтересованных инвесторов нет ответа от государства, как именно можно создать коммерчески привлекательный проект.
Такая модель является способом привлечения конкуренции частного сектора на те рынки, где государственное регулирование ограничивает свободное ценообразование. Фактически это соглашение со взаимными обязательствами между государством и частным инвестором, нацеленное на решение очень важных для общества проблем за счет частного капитала и по прозрачным правилам.
Поскольку ограничения ВИЭ со всеми негативными последствиями начнется уже весной, для внедрения модели IPP можно воспользоваться уже утвержденным Кабмином «Порядком проведения конкурсов на строительство новой генерирующей мощности и выполнение мероприятий по управлению спросом», но необходимо наполнить его соответствующим содержанием. Прежде всего — условиями, которые создадут инвестиционно привлекательные проекты.
От этого выигрывают и потребители, и инвестиционная среда, и стратегический курс на переход к чистой и доступной энергии.
Украине необходимо перенять распространенную в мире модель создания «Независимых производителей электроэнергии» («Independent Power Projects, IPP»), которая уже десятилетиями используется на регулируемых и недостаточно конкурентных рынках электроэнергии.
Контекст
- Президент Владимир Зеленский считает, что предоставленные специальным законом «зеленые» тарифы — очень высокие. Он рассчитывает решить эту проблему благодаря «общению» с компаниями, которые их получили.
- Комитет по энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству рассматривает пять вариантов изменения «зеленого тарифа». Также он учитывает те объекты альтернативной генерации, которые уже действуют.
- Комитет рассматривает: урезание этого тарифа; введение нового налога на имеющиеся станции или внедрение налога на такие станции в местные бюджеты; введение ограничения сроков Pre-PPA (по ним «зеленый тариф» будет использоваться со следующего года); изменение этого тарифа с 2020 года для новых станций.