Диджитализация и внедрение новых технологий в бизнес-процессы – это мировой тренд не первый год и даже не первое десятилетие. И если изначально это было прерогативой больших корпораций и компаний, то сегодня это must have бизнеса среднего, а зачастую и небольшого уровня.
При этом для обновления бизнес-процессов и выведения их на качественно новый уровень необходимы значительные капиталовложения, в первую очередь, для обновления материально-технической базы.
Ведь, к примеру, закупить новое оборудование для производства мороженного или же всю технику для обработки поля кукурузы, — удовольствие не из дешевых. И одномоментно заплатить всю сумму – достаточно серьезная финансовая нагрузка.
Для того, чтобы растянуть эту нагрузку во времени, и существует финансовый лизинг.
Суть финансового лизинга проста: лизинговая компания приобретает в собственность для конкретного клиента основные средства, передает эти средства в долгосрочное пользование. Бизнес, в свою очередь, пользуется и получает прибыль с основных средств, с которой ежемесячно платит лизинговые платежи. После окончания срока лизинга в случае выплаты всей суммы клиент получает основные средства в собственность.
Это некая аренда, по окончанию которой предмет переходит в собственность. При этом сумма всех платежей равна, а даже зачастую превышает стоимость аренды. Это превышение и является доходом лизинговой компании.
На первый взгляд возникает вопрос, а в чем новшество в связи с принятием нового закона о финансовом лизинге, ведь этот инструмент существует достаточно давно и активно используется.
Тут важно понимать следующее. Для бизнеса важна не возможность лизинга как такового (эта возможность существовала давно), а цена такого лизинга.
Ценой услуги лизинга для бизнеса является сумма переплаты между стоимостью имущества и итоговой суммой, заплаченной по договору лизинга. И эта сумма напрямую зависит от рисков для лизинговой компании в связи с заключением договора. Чем риски выше – тем выше стоимость лизинга для бизнеса.
То есть, чем больше для лизинговой компании рисков, что бизнес перестанет платить, а предмет лизинга пропадет или же клиент оспорит в суде договор, тем более рисковая услуга. Следовательно, ее стоимость выше.
Качество законодательства отыгрывает в этом немалую роль. Прошлый закон о финансовом лизинге был принят еще в 1997 году и явно морально устарел и не отвечал требованиям времени.
Потому такие незначительные, на первый взгляд, нововведения, как определения требований к договору лизинга, регламентирование методики расчета лизинговых платежей, определение четких последствий неоплаты по договору лизинга и т.д., на самом деле играют важную роль в развитии лизинга.
Потому давайте оценивать принятие нового закона о финансовом лизинге как выведение этого института на качественно новый уровень, что поможет снизить риски для лизинговых компаний и, соответственно, снизить цену лизинга для бизнеса и населения.
Ведь инструмент однозначно хорош. А в период спада банковского кредитования должен стать эффективным инструментом для поддержания конкурентоспособности бизнеса.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора