Зачем застройщику тратить свои деньги на проект

обозреватель рынка недвижимости

Иногда, чтобы заработать, нужно заплатить. И речь сейчас не об откатах, которые в строительной сфере, к сожалению, процветают. Речь об инвестициях в будущее: паевой взнос, инфраструктура комплекса и добрососедские отношения с районом. В среднем эти статьи расходов тянут до 40% (а то и больше) стоимости проекта.

Паевой взнос это деньги, которые застройщик официально платит в местный бюджет на создание социальной и инженерно-бытовой инфраструктуры. Его размер рассчитывается на основании общей сметной стоимости строительства. Для нежилых зданий и сооружений ее предельный размер составляет 10%, для жилья — 4%. Однако дело в том, что сейчас это, скорее, «официальный откат», который порождает высокие коррупционные риски и не выполняет свою главную функцию.

Во-первых, застройщик не всегда знает, на что идут его деньги. Было бы неплохо сделать процедуру более продуманной и прозрачной, чтобы компания платила за что-то конкретное: строительство детского садика, прокладку новых инженерных коммуникаций, реконструкцию дороги. Потому что проследить, куда на самом деле идут эти деньги из местных бюджетов, пока что крайне сложно.

Во-вторых, стоит определить болевые точки района или города и решать их в рамках государственного и частного партнерства эффективно. К примеру, больная тема Киева нехватка мест в садиках. В отдельных районах она превращается в катастрофу. К примеру, только на Русановке не хватает до тысячи мест в дошкольных учреждениях. Почему бы не дать возможность компании-застройщику в рамках своего паевого участия построить детсад? Дальше включается заинтересованный в решении проблемы город: с помощью социальных программ власть покроет стоимость обучение в садике тем, кто в этом нуждается. Все довольны, все в выигрыше.

Разберем на примере: в новом ЖК Rusaniv Residens будет свой детсад, куда смогут водить детей жители Русановки. Еще десять (условно) таких садиков, а также заинтересованность местных властей содействовать девелоперам и проблема для района иссякнет. Все довольны, все в выигрыше. Чтобы обойтись без лишнего популизма, крайне важно сесть за стол переговоров стейкхолдерам застройщикам, местным властям и, разумеется, Минерегионбуду.

Инфраструктура комплекса одна из самых существенных статей расходов в смете. Потому что именно от того, насколько она будет соответствовать желаниям современного покупателя, его рациональным «хотелкам», зависит конечный результат количество проданных квартир. Главный актив современного человека время. Он должен быть заложен и в концепцию строящегося в столице жилья. Человек, приобретая квартиру, стремится жить в такой среде, где он сможет работать, но при этом не из квартиры (коворкинг, офисные площади в ЖК), ходить за покупками и развлечениями (ТРЦ, магазины, кинотеатры, винный погреб, лаунж-зоны), растить ребенка (современные игровые и детские площадки, центры развития ребенка, садики, школы), гулять (парки, скверы, лаунж-зоны, места для отдыха и барбекю), заниматься спортом (спортцентры, беговые и велодорожки, воркаут-зоны). Добавочную ценность несут всяческие есо-friendly инициативы, публичные пространства (для арт-выставок, фестивалей, концертов) и так далее. Говорить о «достаточном количестве парковочных мест», «закрытом от авто дворе» или «детской площадке» на придомовой территории не буду это то, что само собой разумеется.

Добрососедские отношения с городом это то, что делает застройщик по собственной воле для развития микрорайона, в котором строит. Сюда относим реконструкцию Русановского канала, создание набережной, 5 га парка на Теремках, реконструкцию улицы Салютной, утепление фасадов соседних домов и многое другое. Все это частные случаи, когда девелопер хочет заявить свою позицию общественности. Некоторые застройщики тратят от 10 до 150 млн грн в год на подобные цели и понимают, зачем им это делать. Начинать стройку нужно с налаживание отношений, которые в последующем благоприятно скажутся на процессе строительства.

Создавать инфраструктуру, которой смогут пользоваться и жители комплекса, и района, — это тот вклад в будущее, задел на перспективу, которые выгодны всем. Застройщику это дает ценность проекта и, как следствие, возможность потом аргументированно поднимать ценник. Покупатель получает комфортную среду обитания, район решения старых проблем или новые публичные пространства, которые Киеву нужны как воздух.

У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: kolonka@thepage.ua

Читать на The Page