Зачем Украине нужен закон о торговле

Сергей Шершун
Партнер ЮФ INTEGRITES
Фото: Alexas_Fotos/Pixabay

Фото: Alexas_Fotos/Pixabay

В Украине назрела необходимость сбалансировать интересы розничных продуктовых сетей и их поставщиков. Помочь в этом может новый закон, работа над которым началась в Минэкономики. Почему существует потребность в честных правилах игры для ритейлеров и производителей продуктов питания и как их установить?


Украинская продуктовая розница развивается семимильными шагами: ритейлеры получают международные кредиты, расширяют ассортимент и тестируют новые форматы, соревнуются в креативных подходах к клиентскому сервису.

Сейчас розничный рынок продуктов питания в Украине даст фору европейском благодаря активной конкуренции и динамике игроков. Впрочем, бурное развитие рынка вызвало определенные сложности.

Telegram Logo

Скажем, продуктам мелких предпринимателей и фермеров бывает труднее добраться до полок сетевых супермаркетов. Собственные торговые марки ритейлеров могут иногда теснить более мелкие бренды. Перечень сложных ситуаций, которые со временем только ухудшаются, можно продолжать.

С одной стороны, эти сложности являются естественными, ведь они характерны для рынков с неравномерным распределением переговорной силы. Что имеется в виду?

Google News Logo Подписывайтесь на нас в Google News!

Это когда крупные торговые сети имеют более сильную позицию в переговорах, чем мелкие поставщики, для которых один контракт с сетью может обеспечить выручку на год.

Крупные поставщики (местные дистрибьюторы или транснациональные корпорации) также имеют преимущество в переговорах с мелкими магазинчиками, которые без ассортимента этих поставщиков могут потерять значительную часть клиентов.

С другой стороны, понятно, что самостоятельно рынок не выравняет эту асимметрию. Поэтому для сбалансирования интересов должны быть шаги со стороны государства.

И шаги эти должны исходить из принципа «не навреди», ведь если новое регулирование отношений между ритейлерами и поставщиками будет противоречить экономической логике, игроки рынка рано или поздно найдут, как законно его избегать.

Именно поэтому нужен баланс между сторонами. Его поиском занимается рабочая группа, созданная на базе Минэкономики, в которую вошли представители агропромышленного сектора и государственных органов.

Задача группы — разработать законопроект, который установит основные «красные линии», которые должны сбалансировать рынок. Это должны быть правила честной конкуренции.

Работая над новым законом, эксперты учитывают отрицательный и положительный опыт других стран.

Например, в ЕС есть директива, которая ограничивает ритейлеров в отсрочках платежей своим поставщикам (для справки: в Украине сети могут отсрочить платежи производителям на 60-120 дней даже за продукты, имеющие короткий срок годности).

Законодательство многих государств-членов ЕС предусматривает разные подходы. Например, в Чехии принят отдельный закон о значительной рыночной власти, направленный именно на противодействие злоупотреблению ритейлеров.

Это связано с тем, что обычные антимонопольные законы, как правило, предусматривают наказание за злоупотребление только для монополистов.

Ритейлеры редко являются монополистами, однако они имеют значительно большую рыночную власть, чем их контрагенты.

В соседней Австрии законодатель больше сфокусировался на защите местных поставщиков, приняв соответствующий закон (Nahversorgungsgesetz), который содержит и положение о недобросовестных практиках.

Украине не обязательно полностью перенимать именно санкционные механизмы соседних государств по отношению к ритейл-сетям. Подходить к выравниванию дисбаланса надо взвешенно.

Более того, новый закон не является очередной попыткой зарегулировать сектор. Помимо установления приемлемых для обеих сторон правил поведения, его цель — ввести стимулы для участников рынка.

В частности, для фермеров и малого бизнеса, которым часто не хватает организационных способностей и знаний, чтобы пользоваться всеми преимуществами современных рынков. Стимулы нужны и для ритейлеров, которых обязательно пригласят присоединиться к диалогу.

В результате, кроме устранения очевидной асимметрии в отношениях между производителями и ритейл-сетями, новый закон должен обеспечить потребителям широкий доступ к продукции различных производителей и больший ее выбор.

Справка.

The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]

Warning icon Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter

Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора

Комментарии

Все новости