Остается менее двух недель до президентских выборов в Беларуси, где впервые за последние десять лет появились не только сильные альтернативные кандидаты, но и уровень недовольства политикой Александра Лукашенко проявляет себя в новых формах и качестве.
Несмотря на эту новизну, белорусские эксперты сходятся во мнении, что нынешний президент, вероятнее всего, переизберется на шестой срок.
С этого момента (и несмотря на опыт Александра Лукашенко) Беларусь окажется в куда более сложной, менее стабильной и предсказуемой ситуации, что повлияет на параметры безопасности всего региона и Украины в частности. Чего ждать Украине после выборов в Беларуси 9 августа 2020 года?
События последних 15 лет в регионе Восточного партнерства показали особенно ярко на примере Украины то, что в восточноевропейской стране неограниченной власти одного человека быть не может.
Если этот человек начинает принимать решения, невзирая на мнение общества, то он лишается власти и уезжает в другую страну. Если общество против, то оно против, и свое дело сделает.
В этом смысле пример Михаила Саакашвили особенно показателен: недавно он заявил о том, что в течение второго и последнего законного своего срока он и вся его команда наблюдали, как желание народа видеть их у власти утекало сквозь пальцы, невзирая на эффективность их политики.
Не оценивая последствий этого, примеры смены власти в Грузии, Украине, Армении показывают, что когда происходящее не устраивает народ, то президент теряет рейтинг, власть и лишается своего кресла, и никакие успехи не учитываются.
Законсервировать власть в Европе, хоть и восточной, не получилось ни у кого. Не в последнюю очередь поэтому Россия не является частью политики Восточного партнерства ЕС. Там совсем другая история.
Сегодня Лукашенко куда более выгоден Западу, чем Кремлю.
В случае Беларуси этот закон тоже работает: если оставить в стороне все проблемы, о которых говорят международные организации, правозащитники внутри и вовне страны, то мы увидим ту же закономерность. Если Лукашенко долгое время у власти, то это прежде всего показатель того, что народ устраивает происходящее.
У Лукашенко всегда было большинство. Учитывая недавний запрет (2014 г.) на публикацию политических рейтингов, сложно сказать, какова у него ситуация с большинством сегодня.
К сожалению, Беларусь в теме политики является страной практики, а не прогнозов, проекций или теорий: только предстоящие выборы покажут, насколько протестный потенциал в действительности силен. Но факт остается фактом: если бы политика Александра Лукашенко не имела широкой поддержки народа, то он давно лишился бы власти.
Сильнее воли народа нет ничего. Это и прописано в конституциях современных государств, и доказано на практике Украиной и Грузией. Не пойдет армия против миллионов людей.
Никто не отрицает того, что в Беларуси есть проблемы – все международные организации постоянно говорят об этом. Но, говоря одно, нельзя умолчать и о другом: любая власть в каждой стране защищает свои голоса — главное, чтобы не было перекосов. Их и покажут события после выборов, а оценку даст международное сообщество.
При этом в политике не бывает абсолютной приверженности всем заявленным ценностям, и именно поэтому маловероятно ожидать осуждения Западом жестких методов, к которым прибегает власть для защиты своих голосов в Беларуси.
Сегодня Лукашенко куда более выгоден Западу, чем Кремлю: он понятный, предсказуемый, поддерживающий стабильность и безопасность на границах с ЕС и Украиной.
А вот незаинтересованность властей России в содействии раскачиванию кресла под Лукашенко никто гарантировать не может.
И это на фоне нежелания Лукашенко размещать на территории Беларуси военные базы, признавать независимость аннексированных Россией территорий, газового и нефтяного конфликта с Россией, ограниченной возможности привлекать внешние займы на Западе.
Почему же не стоит ожидать осуждения жесткости со стороны Запада, как в 2010 году? Чтобы не толкнуть Беларусь в объятья России, имея вооруженный конфликт с Украиной на расстоянии вытянутой руки.
В конце концов, ЕС был готов подписывать соглашение об ассоциации с Януковичем, а Германия не отказывается от планов строительства с Российской Федерацией «Северного Потока – 2» в обход санкций. И с Лукашенко смирятся.
Украина как потенциальный лидер в отношениях Беларуси и России
Сегодня политиканство в Украине мешает увидеть тот факт, что Беларусь не является реальным союзником России.
В реальности у Беларуси много противоречий. И давление, оказываемое сегодня, очень похоже на то, которое испытала на себе Украина, когда вступила в переговоры о Зоне свободной торговли с ЕС. Все это закончилось агрессией.
Таким образом, у Беларуси в лице России есть угроза. Учитывая опыт СНГ, нельзя исключать, что РФ не вторгнется и на территорию последнего братского государства.
Поэтому совершенно непонятно, чем украинские политики руководствуются, изолируя себя от активного сотрудничества с Беларусью по вопросам региональной и национальной безопасности за рамками Минского процесса.
У Беларуси как у суверенного государства есть четкое понимание того, что российский Черноморский флот в один момент высадился и аннексировал Крым.
Беларусь не состоит в полноценном и тем более военном союзе с Россией.
Просто ввиду определенной ситуации эта риторика не выпячивается. Агрессию России против Украины и Грузии в Беларуси при нынешней власти никогда не признают, потому что им потенциально может грозить то же самое со стороны «большого брата».
Да, Беларусь не голосовала в Генассамблее ООН по этим вопросам, это политика двойных стандартов – реальность выживания маленькой страны рядом с большим соседом.
Но важно посмотреть правде в глаза: Беларусь не состоит в полноценном и тем более военном союзе с Россией. От этого и следует отталкиваться украинским политикам в формировании политики с Беларусью после выборов.
Сегодня этот вопрос как никогда актуален: мы наблюдаем в Беларуси шантаж по поводу газа и нефти, подрыв безопасности, вмешательство во внутриполитический процесс во время предвыборной кампании. Все это очень напоминает негативный сценарий, который РФ реализует в Украине.
В ответ на это давление Беларусь диверсифицирует экономические связи: яркий пример — это визит Госсекретаря США Помпео и договоренности о поставках американской нефти.
После этого визита страны обмениваются послами после десятилетнего перерыва в дипломатических отношениях.
Кроме того, все реалисты понимают, что Минский процесс Беларусь использовала в своих интересах. И не только для получения минимальных послаблений в отношениях с Западом – Беларусь использует Минский процесс, чтобы в случае активизации амбиций РФ на своих границах иметь поддержку Запада и хоть какие-то гарантии.
Их у нее после отказа от ядерного оружия, в отличие от Украины, нет даже на основании печально известного Будапештского меморандума.
Именно поэтому у Беларуси есть стратегический интерес в сильной Украине в роли потенциального союзника против российских угроз (пусть даже на уровне обмена опытом), а также в роли лоббиста на западном рубеже, чтобы не оказаться один на один с российской угрозой.
Беларусь важна для Украины не меньше: в конце концов, там происходит Минский процесс, критически важный для безопасности в Европе. Если допустить, что конфликт состоится между Россией и Беларусью, то где еще принимать бандитов с временно оккупированных украинских территорий? В ЕС? Или в Казахстане?
Таким образом, Украина и Беларусь имеют на повестке дня массу общих угроз и вызовов, связанных с Россией и европейской политикой безопасности.
А после выборов 9 августа все эти угрозы не исчезнут, а усилятся и будут нуждаться в управлении.
В это время отношения Украины с западными соседями пошатнулись, доступ на рынки ЕС и мира затруднен по политическим причинам и из-за последствий коронавируса. А Беларусь — это потенциально немаленький рынок, где не будет политического давления.
С политической же точки зрения сотрудничество Украины с Беларусью — это возможность показать и Западу, и России, что монополии на отношения с Республикой Беларусь нет у одной конкретной страны.
А обеим странам – возможность продемонстрировать на практике, что мы в регионе СНГ можем строить прагматические отношения и работать совместно, вопреки желаниям Российской Федерации.
Последняя, согласно выводам свежего отчета Парламентского комитета по вопросам разведки и безопасности Великобритании, пристально следит за своим привилегированным положением в руководстве стран пост-СССР.
И хотя кардинального отхода Беларуси от России не будет, Украина в сотрудничестве с Минском сможет проявить себя как центр не только мягкой силы в регионе Восточного партнерства и СНГ, но и показать себя стратегическим центром противостояния России.
Стоит не ждать, а действовать.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора