14 июля 2020 года Верховная Рада не без труда, но все-таки приняла во втором чтении и в целом закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр».
Особо креативные ньюзмейкеры уже окрестили данное событие «днем воскрешения» и «днем выхода из тени» одной из отраслей экономики Украины. Путь принятия данного закона был сложным и тернистым.
Чего только стоит провал голосования в первом чтении (на тот момент в номере законопроекта отсутствовала приставка «д», что означает «доработанный»), последующее объявление войны нелегальным операторам со стороны власти и 3 500 правок, поданных депутатами ко второму чтению.
Процесс голосования законопроекта во втором чтении можно назвать достаточно оперативным и спокойным.
Более того, обошлось без принятия правок, которые кардинальным образом повлияли бы на основные положения закона и противоречили бы целям, которые изначально ставили перед собой авторы законопроекта.
Однако стоит признать, что несколько противоречивых правок все-таки были приняты, и, как следствие, их присутствие в финальной редакции закона может в той или иной степени усложнить жизнь будущим участникам рынка. Основные из них коротко рассмотрим ниже.
Прежде всего, речь идет о правке, которая предполагает, что залы игровых автоматов должны размещаться на расстоянии не менее чем 500 м от любого рода образовательных учреждений.
На первый взгляд, данная правка призвана заградить несовершеннолетним доступ к азартным играм. Однако при более подробном изучении возникают большие сомнения в целесообразности таких мер.
Несколько противоречивых правок все-таки были приняты.
Прежде всего, это связано с тем, что законом предполагается размещение залов игровых автоматов исключительно на территории отелей, доступ в которые строго ограничен.
Более того, подобное требование, по сути, делает крайне затруднительным размещение залов игровых автоматов в городах-миллионниках, что, в свою очередь, существенно «ударит» по инвестиционной привлекательности рынка.
К примеру, в Киеве очень затруднительно найти отель, соответствующий требованиям закона.
Также хотелось бы отметить проголосованную правку касательно механизма возврата ставки в 10-кратном размере в случае допуска к игре лица, которое не имело права быть допущенным к игре.
Как показывает опыт множества зарубежных стран, подобный механизм защиты игроков является крайне малоэффективным и порождает большие риски, связанные с коррупцией и мошенничеством.
В целом принятый закон можно оценить как безусловно важный и позитивный шаг, однако важно понимать, что закон устанавливает лишь общие правила рынка азартных игр.
Для полноценного запуска рынка необходимо разработать и принять соответствующую систему подзаконных нормативно-правовых актов по ряду смежных, не менее важных вопросов, связанных, помимо всего прочего, с налогообложением разных видов азартных игр, механизмом осуществления контроля со стороны государства и т. д.
Система налогообложения, которая будет применяться к азартному бизнесу, будет в значительной степени влиять на инвестиционную привлекательность рынка в целом.
В случае установления чрезмерно завышенных налоговых ставок ухудшение сейчас оптимистичного настроя потенциальных инвесторов может быть драматичным.
Следует отметить, что работа в указанных направлениях ведется более чем активно.
Более того, ожидается, что законопроект о внесении соответствующих изменений в Налоговый кодекс касательно налогообложения азартного бизнеса будет в скором времени вынесен на рассмотрение Верховной Рады.
В заключение можно утверждать, что любые выводы об инвестиционной привлекательности рынка азартных игр в Украине преждевременны, ведь до момента принятия изменений в Налоговый кодекс невозможно увидеть полную картину регулирования рынка.
Редакция не несет ответственности за содержание материала и может не разделять мнение его автора