Facebook Pixel

Увеличение пассажиропотока — это не только большая прибыль, но и вызов для аэропорта

Сергей Вовк
глава Центра транспортных стратегий

С 2014 года в Украине растет пассажиропоток. Последние годы ежегодно происходит рост общего пассажиропотока на 20 – 25%, и это стало заметным трендом (в сравнении с другими странами Европы). В январе-апреле 2019 года авиакомпании увеличили перевозки пассажиров на 11,5% — до 3,4 млн человек. С какими проблемами сталкиваются аэропорты из-за такого количества туристов? И готовы ли украинские аэропорты к такому наплыву туристов?

Безвиз стал одним из главных драйверов роста на рынке авиаперевозок. Сегодня среди украинцев наиболее востребованы среднемагистральные рейсы, осуществляемые между европейскими столицами. Они пользуются популярностью как среди бизнес-пассажиров, так и среди туристов, которым интересно познакомиться с культурой Европы и отдохнуть. Второй фактор, который способствовал росту авиаперевозок, – это интерес западных авиакомпаний к Украине как к региону с большим потенциалом для роста, где интересно начать бизнес.

Все украинские аэропорты можно разделить на две группы. Первая – это аэропорты реконструированые к чемпионату Евро-2012. То есть, это аэропорты Киева, Харькова, Львова и Донецка, который сейчас разрушен из-за войны. Первые три аэропорты готовы обслуживать пассажиропоток на растущем рынке, и они уже воспользовались этим фактором для улучшения своих финпоказателей.

Вторая группа — локальные аэропорты, которые находятся в областных центрах. Конечно, некоторые из них также смогли использовать увеличение количества авиаперевозок в свою пользу. Но, к сожалению, состояние инфраструктуры (взлетно-посадочные полосы, терминалы, которые непосредственно используются для обслуживания пассажиров) часто не соответствуют международным стандартам качества. Соответственно возможности для роста как пассажиропотока, так и доходов являются ограниченными.

Областные аэропорты требуют масштабных инвестиций, но вопрос не только в деньгах. Самое главное то, что нужно понимание, каким образом будет финансироваться публичная инфраструктура, которая находится исключительно в собственности государства. Нужны практические кейсы реализации проектов государственно-частного партнерства, которые бы создавали возможность финансирования инфраструктуры частными компаниями. Тогда бизнес мог бы вложить средства хотя бы в объекты, которые непосредственно задействованы в обслуживании пассажиров — терминальные комплексы и сервисные зоны.

Еще один вызов, с которым сталкиваются аэропорты, – это багаж. Ведь при увеличении количества пассажиров растет и количество чемоданов, которые необходимо перевезти. Для этого необходимо наладить операционные процессы. Уже существуют системы безопасности, апробированные в украинских и международных аэропортах – например, система видеомониторинга. Однако сложно создать систему, которая полностью исключит кражи. В этой сфере определяющую роль играет человеческий фактор. Единственное, что может помочь ситуации, — давление пассажиров (в том числе и через судебные иски) и постоянная работа менеджмента аэропортов, которые должны отслеживать все случаи краж и реагировать на них.

Также при увеличении количества пассажиров растут и очереди на прохождение таможенных и пограничных процедур. Здесь сложность заключается в том, что они не подчиняются администрации аэропорта. Это зона ответственности соответствующих государственных органов – или таможни, или Государственной пограничной службы. Чтобы уменьшить очереди, аэропорт может использовать эффективную внутреннюю логистику систем контроля. Нужно четко реагировать на требования международных органов по системе защиты и по системе безопасности авиаперелетов. Общая координация осуществляется как на уровне аэропортов, так и на уровне Госавиаслужбы. И в Украине никаких форс-мажорных факторов, связанных с безопасностью именно при прохождении контроля в аэропортах, мы не наблюдали.

Поблагодарить 🎉
The Page Logo
У вас есть интересная колонка для The Page?
Пишите нам: [email protected]